Найти тему

Дилетанты «побеждают» профессионалов

Что лучше? Быть зашоренным профессионалом или восприимчивым дилетантом? Какой подход правильный?

Первый раз эту тему я услышал, когда в далекие годы поступил в институт. В общаге была интеллектуальная среда, замешанная на БИ, восточной философии и т.п. И один из первых вопросов, который начал обсуждаться, и был как раз вопрос о дилетантах и профессионалах.

Профессионалы – у нас вещь понятная. Это челы, которые долбят изо дня в день какое-то дело и становятся профи в своей деятельности. И у них наступает такая вещь как профессиональная деформация. Из радиофизики хорошо известно, что параметры антенны на прием и на излучение одинаковы. И, что самое смешное, по факту это все тот же второй Закон Ньютона – импульс, действие равно противодействию.

Человек воздействует на свою профессию, меняет ее, и профессия точно также действует на человека. В результате, понятно дело, что чел становится зашоренным и может двигаться только по рельсам своей профессии. В этом плане достаточно посмотреть на каратистов, особенно шотоканистов. Особенно прикольна фраза: «Чем дольше изучаешь каратэ, тем меньше хочется в нем что-то менять». Так это и ежу понятно. Чем дольше пьешь, тем меньше хочется покончить с алкоголизмом. Какие тут вопросы? Привычка – вторая натура человека. К чему привык – тем и живем.

А вот дилетнантизм… - это круто. Это полная швобода, полный беспредел – рули куда хочу и как хочу. А главное – это всегда активный взгляд на вещи, попытка искать нестандартные подходы, желание совершить революцию на ровном месте.

Когда человек видит какую-то вещь или какое-то действие первый раз, его внимание необычно обострено, чувства активированы, время восприятия замедляется, объем воспринимаемой информации растет как на дрожжах. Это все равно, что чела из российской глубинки в селе выдернуть в джунгли Венесуэлы. То-то будет весело и интересно.

Дилетанты, пользуясь своим свободным и свежим взглядом на все, готовы совершить любую революцию, чтобы обновить мир. Это все равно, что прочитать свой же текст, написанный месяц назад. Сразу подумаешь – Какой дурак это писал?

Так кем лучше быть – дилетантом или профессионалом? Зашоренным или свободным?

Так и хочется сказать: «Свободу попугаям!» и принять сторону дилетантов. Но внутреннее чувство подсказывает, что что-то здесь не то. На первый взгляд дилетанты выглядят предпочтительнее профессионалов, как наиболее творческие и неограниченные личности. Но давайте всмотримся в детали.

Кто такой профессионал? У профессионала два самых важных качества. Во-первых, он четко вписан в ту среду, в которой живет и работает. И тут не место фантазиям, романтизму, мечтательности. Все очень практично и реально. И это точно будет работать.

Второе качество – это детали. Профессионал - на то и профессионал, что он очень тщательно работает с деталями, с мелочами. «Настоящий воин не тот, кто выбирает наилучший меч, а тот, кто тщательно подбирает себе одежду».

Тщательность в мелочах – вот что отличает профессионала от дилетанта. Как ни странно, но в реальном бою побеждает тщательность мелочей, а не боевой задор «галопом по европам» и «вал по плану, план по валу». Чем спецназ отличается от общевойсковых? Спецназ как раз работает с мелочами, и работает тщательно.

Слесарь, вытачивающий качественно деталь, видит ее как бы увеличенно, во всех маленьких деталях. Хороший плиточник знает массу нюансов и тонкостей укладки плитки.

А что же дилетант? А вот дилетант потому и дилетант, что до мелочей он не дорос. Он видит картинку в целом, неким большим пятном, образом. И поскольку детали он видеть не способен, то в этот образ может подставлять любые свои, лично придуманные детали.

Здесь уместно вспомнить изобразительное искусство. Великие художники прошлых веков на своих картинах прорисовывали малейшие детали. Тут можно увидеть и вырисованные кружева на костюме, и каждый лист на дереве. Картины поражают своей реалистичностью и при этом передают массу информации.

А теперь посмотрим на современные картины современных художников. Зачастую это просто мазня, некое пятно, которое что-то там должно передавать и создавать какое-то впечатление. Впечатление может и будет какое-то, а вот информации в них ноль.

Вот также и дилетанты. Их картины – это просто некая мазня, некое пятно, которое способно произвести общее впечатление, но ничего полезного из этого не возьмешь и никуда не применишь. К сожалению, очень много дилетантов с минимальными знаниями и умениями пытаются залезть в шкуру профессионала и всех учить. Но по факту невооруженным глазом вино как они плавают в простых вопросах, а часто даже вообще не понимают, о чем речь.

Короче, дилентантизм сам по себе – это отстой. С никуда и никак. Разве что только в цирк, но и там нужны профессионалы.

А откуда вообще возник этот вопрос о том, что можно сравнивать дилетантов с профессионалами? На самом деле бывают ситуации, когда дилетант входит в какую-то тему и сразу же ее осваивает, причем творчески и с новаторством. Только вот тут ошибочка вышла. Таких ситуаций с дилетантами не бывает. Просто очень часто дилетантов путают с талантами.

Да, на самом деле у нас три типа человека, а не два. Дилетант, профессионал и талант. И кто такой талант?

От дилетанта талант отличается тем, что он профессионал. А от профессионала тем, что он овладел несколькими профессиями, но при этом продолжает учиться и осваивает новые темы, новые профессии. Таким образом, талант очень похож на дилетанта в том, что как и дилетант талант лезет в области, которые он не знает. Но! В отличие от дилетанта за спиной у таланта целый багаж различных знаний и умений, добытых на профессиональной основе. Да и цели у таланта другие. Дилетант лезет в какую-то неизвестную область, чтобы всем показаться круче профессионала, продемонстрировать свой якобы талант. А вот настоящий талант в новой сфере деятельности учится и тренируется, чтобы стать там настоящим профессионалом. А потом двинутся дальше.

Дилетант мыслит образом, пятном. Профессионал мыслит деталями. А талант мыслит и деталями, и способен сформировать из них синтез, стройную общую картину мира, которая от расплывчатого образа дилетанта отличается четкостью и системностью.

Переводя все это на язык боевых искусств мы видим эти же три подхода. Есть группа людей, которые имеют минимальные знания в БИ, и определенные умения в этих минимальных знаниях. При этом у них острое желания выдать себя за крутых знатоков, учителей и т.п. Они даже задумываться не хотят на тем, что кашу из топора не сваришь. Но добывать крупу, соль и специи, то есть продолжать учиться и набирать знания, они не готовы и не хотят. Для них важен не сам профессионализм, а просто выглядеть профессионалом, любыми путями «выбить» из других признание себя профи. Это, конечно, не получается, тогда в ход идет психологическая защита – мол все вокруг дураки, они просто меня не понимают, типа не доросли.

Так что мы можем созерцать целую кучу авторских, недоделанных стилей БИ, которые «не в село, не в Красную Армию».

С другой стороны, мы видим массу профессионалов, реально хороших профессионалов в своем стиле. Но при этом уровень зашоренности такой, что многие даже не хотят видеть допускаемые ошибки или неэффективную технику. А еще они не хотят слышать никакой критики в свой адрес, ведь их стиль самый лучший, «в нем есть всё», а они крутые мастера в своем стиле. Если же критика будет строиться на слишком очевидных ошибках и недоработках, то она просто игнорится как и у дилетанта, по принципу «такого не может быть, потому что такого не может быть, а вы ничего не понимаете, и неправильно все поняли, или условия были не те и не подходящие». Короче гранаты у вас с вашей критикой не того калибра.

А вот таланты в БИ всегда изучают несколько стилей, каждый доводят до определенного профессионального уровня, а затем идут дальше, формируя свой собственный стиль лично для себя. Талант всегда ищет ошибки и недоработки, но ищет у себя, а не у других! Талант всегда «вырастает» из рамок любого стиля и идет дальше.

Суть статьи в том, что не следует путать дилетантов с талантами. Когда талант въезжает в новую тему, внешне он выглядит как дилетант. И этот момент позволяет целой куче дилетантов отнести себя к талантам. Типа, таланты тоже такие. Но на самом деле между дилетантами и талантами – пропасть.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц