Найти тему
ГЕОЭНЕРГЕТИКА ИНФО

Энергодефицит ближе?..

В начале этого года Министерство энергетики утвердило разработанные Системным Оператором (СО) СиПР (схемы и программы развития) ЕЭС России на период 2024-2029.

В данной СиПР четко определены регионы страны, в которых в ближайшее время начнет формироваться дефицит генерирующих мощностей. В соответствии с этим Минэнерго провело конкурс по отбору проектов строительства электростанций для одного из таких регионов - для юго-востока Сибири. По данным СО и Минэнерго к концу 2029 года дефицит энергомощностей здесь составит 1 225 МВт — именно на такую установленную мощность и был объявлен конкурс.

-2

Конкурс имеет форму аукциона, от предельной цены, объявляемой организатором - «вниз». Предельной величиной CAPEX в ценах 2028 года (информация о том, каким образом определены эти цены, отсутствует) было заявлено 423 млн рублей за 1 МВт. 1 марта были объявлены итоги конкурса.

ПАО ТГК-14. Угольный блок на Улан-Удэнской ТЭЦ-2, мощность 65 МВт, CAPEX — 26,3 млрд рублей или около 405 млн рублей за 1 МВт.

Байкальская энергетическая компания (входит в En+). Два угольных энергоблока на Иркутской ТЭЦ-11, общая мощность 460 МВт, CAPEX — 109,9 млрд рублей или 239 млн рублей за 1 МВт.

Таким образом, итогом конкурса стали планы строительства 525 МВт генерирующих мощностей, а на оставшиеся 700 МВт желающих участвовать в конкурсе просто не нашлось. Ожидалось участие ИнтерРАО, но компанию не устроили условия — то ли «маловато» будет, то ли какие-то мысли о тех самых «ценах 2028 года» появились. Определенные выводы из произошедшего сделать не сложно.

-3

Напомню, что одной из главных целей реформ РАО ЕЭС России, проведенной командой А. Чубайса, была приватизация генерации электроэнергии с целью создания конкурентной среды. Итоги конкурса наглядно демонстрируют, как выглядит чубайсятина не на словах, а на деле: владельцем Улан-Удэнской ТЭЦ-2 является ПАО ТГК-14, владельцем Иркутской ТЭЦ-11 — Байкальская энергетическая компания.

Нет у нас на юго-востоке Сибири никакой конкуренции. Компании, работающие в регионе, вполне способны справиться с условиями по заявленному Минэнерго CAPEX, для новых игроков это недостижимо. Знаменитый ФЗ-35, «Закон об электроэнергетике» 2003 года выпуска, не сработал.

Одной из причин отказа от участия со стороны ИнтерРАО вполне могут быть данные, которые 14 февраля на Неделе российского бизнеса, назвал директор департамента развития министерства энергетики Андрей Максимов.

-4

За период с 2020 по 2023 годы рост цен на котлы угольные составил 240%, на паровые турбины — на 77%. С учетом этой явной тенденции и чудесной ставки рефинансирования от любимого многими ЦБ РФ строительство новых угольных электростанций в России перешло в раздел высоко рискованного направления бизнеса.

Напомню, что в составе кабинета министров РСФСР имелось министерство энергетического машиностроения, являвшееся хозяйствующим субъектом. Ничего подобного сказать о департаменте энергетического машиностроения министерства промышленности и торговли РФ нельзя — все проблемы должен с легкостью необычайной решать эффективный частный собственник. Результат — на табло.

Выбор из возможных алгоритмов решения проблемы разнообразием не блещет.

  • 1) Минэнерго при проведении повторного конкурса резко поднимет уровень CAPEX и надеяться, что в этот раз повезет.
  • 2) Минэнерго при проведении повторного конкурса резко поднимет размер выплат по ДПМ и надеяться, что в этот раз повезет.
  • 3) Не проводить повторный конкурс и надеяться, что «само рассосется» - население разъедется, промышленность закроется и все будет тип-топ.

Это — три варианта перестановки кроватей. А логика здорового человека требует коренной реформы ФЗ № 35 и создания государственного энергомашиностроительного комплекса и практики «якорных потребителей» для любых новых мощностей.