Для моих постоянных читателей - данная тема не имеет никакого отношение к космосу и Луне.
Относительно космоса и Луны - надеюсь на следующей неделе закончить большую, вероятно завершающую статью "Прелести водорода", четвертую часть. Весьма и весьма объемная получается, но дальше "дробить" не хочу.
Это же - 30-е годы двадцатого века, исследование и освоение Арктики. Челюскин, Папанин и его станции Северный полюс, перелеты Чкалова и Громова через полюс в Америку и многое другое.
Почему я коснулся данного вопроса?
Есть на Дзене канал Павла Машкина. Он пишет как раз про тот период и про ту "северную" тему. Выступает в качестве "скептика" - что вся советская история того периода неверна, и всем советским книгам про освоение Арктики (даже значительно более поздним - сороковые, пятидесятые и шестидесятые годы) верить нельзя.
Перефразируя - официальная версия тех событий в корне неверна.
Это примерно совпадает с моим отношением к официальной версии полетов американцев на Луну.
Хотя я намного менее радикален - я считаю, что бОльшая часть официальной версии верна, а что неверно - то достаточно далеко и хорошо спрятано во времени (и закрытых архивах) и в пространстве.
Прочитал несколько его (Павла) статей, большое количество - бегло просмотрел. Усиленно рекламируемую и рекомендуемую им книгу не читал (да и особого желания читать нет - вряд ли там будет что то большее, чего нет в статьях - кстати, примерно такое же отношение к книге Леонида Коновалова. Я достаточно внимательно читал все его - Кинооператора - статьи, как дзеновские, так и додзеновские, и так же вряд ли найду что либо новое в его книге) - но обратил внимание на следующий момент.
Все его статьи - это статьи, скажем так, гуманитарные. То есть в них техника вопроса рассматривается совсем "краешком" или вообще не рассматривается. Основа - публикации в газете "Правда".
Но ведь это же все в комплексе - и техника - те же самолеты с их особенностями, и особенностями их пилотирования, и навигация, которая завязана на астрономию, приборное оборудование самолетов и опыт и знание людей, и метеорология, с особенностями климата и погоды на макушке мира и многое другое.
Сегодня у нас есть масса возможностей, которые позволяют скрупулезно, буквально "под лупой" рассмотреть всю ту историю.
Один из примеров сегодняшних возможностей, или "лупы".
Карта ветров - есть такой сайт.
Позволяет в реальном времени в заданном месте "посмотреть ветер" - силу и направление. Причем, не только у поверхности, но и по высотам.
Полюс северный, ветер у поверхности
Максимум (зеленый цвет у полюса) - около 40 км/ч, направление - по стрелкам.
А теперь посмотрим на высоте около 6 км
Максимум (фиолетовый цвет) составляет 159 км/ч, направление - противоположенное. Справедливости ради - точки в разных местах относительно полюса, но достаточно близко к друг другу (для этого масштаба). И ветер противоположенного направления - в сравнении с тем, что у земли.
Погода год на год не приходится - все меняется и даже струйное течение может отклоняться больше или меньше, занося холод и снегопад в Африку.
Тем не менее. Можно взять наиболее выдающиеся события того периода, их дату, и в аналогичный период сегодня (например, в течении месяца) полюбопытствовать - что творится в атмосфере сегодня? В тех краях? Подобия, разумеется не получим, но общую тенденцию и принципиальную возможность какого либо события - к примеру, пролететь расстояние большее, чем есть техническая дальность полета самолета - возможно. Иллюстрация выше - скорость ветра на высоте 6 км близка к скорости самолета тех времен. Если не повезет - будешь лететь там и против ветра - пролетишь ноль километров - так и сгинешь в Арктике. Если повезет - пролетишь в два раза больше технической дальности самолета.
В детстве и юности книги Валентина Аккуратова "прошли мимо меня". Может что то и читал, но не отложилось в памяти. Я не так много "северных" книг читал. В память запали больше вот такие книги:
На днях прочитал "Истина ложных меридианов". Интересная детская книга, небольшого объема, хотя и не в "детской литературе", а в издательстве "знание".
Прочитав, не спеша со вкусом, я был сильно удивлен.
Вот, к примеру, один из эпизодов:
Цитата:
"…Проснулся я от страшной тишины. При-поднявшись вместе со спальным мешком, я долго ничего не мог понять. Место Ильи Павловича было пусто. На спальном мешке лежала записка:
«Отдыхай спокойно. Главное - выбраться из этого ледяного плена. Ломай голову и думай. В свободное время приготовь обед. Дорожку доделаем одни - это проще, чем выйти к лагерю. Если что надо, дай дымовую ракету оранжевого цвета».
Читая, я чувствовал, как волна необычайного тепла наполняла сердце. Милые, дорогие товарищи, они взяли на себя весь физический, нечеловеческий труд, чтобы освободить меня для решения задачи, которую я обязан выполнить по долгу.
Обязан? Да она уже выполнена! Мне уже все ясно, я уже представлял себе, как в космос уходят земные меридианы к полюсу, лежащему в бесконечности, как по этим невидимым долготам я поведу наш четырехмоторный гигант!
Я взглянул на часы. Сколько же я проспал? Стрелки показывали 11, но может быть это 23 часа, ведь солнце стояло так же высоко, как и в полдень! Скорее определиться! Взял высоту светила и, рассчитав координаты, нанес их на кар-ту. Расчеты показали, что уже ночь. Значит, я проспал 16 часов! Вот почему я ощущал легкость и бодрость. Скорее готовить обед, ведь вот-вот вернутся с работы товарищи, усталые и голодные. В хлопотах по подготовке обеда я не заметил, как они пришли. Ели с аппетитом и весело. И не было той настороженности, которая царила до сегодняшнего дня."
Конец цитирования.
Валентин Аккуратов, в соответствии с этой книгой и другой литературой, был штурманом. Как он мог написать такое???
Определить координаты, не зная истинного времени, невозможно. Можно определить широту, не используя хронометр, но весьма не быстро, для этого нужно сделать несколько замеров высоты Солнца.
Да и какой смысл? Несмотря на дрейф, вращение ледяного поля на интервале времени в сутки не может быть большим. В лагере - множество ориентиров - та же палатка. Если она одним углом смотрит на Америку, то противоположенным на Азию. И в истинный полдень Солнце освещает "азиатский" угол палатки, а в истинную полночь - "американский" угол. Вышел, посмотрел на часы (как по произведению), посмотрел на Солнце - и определил, что 23 часа.
Варианты, почему так в книге:
1. Аккуратов штурман "номинальный"
2. Книгу писал не Аккуратов (но с его слов)
3. Книгу писал Аккуратов, но она подверглась "глубокой" правке.
4. Аккуратов все "приукрасил для красного словца", максимально пожертвовав достоверностью.
Этот эпизод, а так же множество других заставили вспомнить, как Нил Армстронг, управляя Лунным модулем в ручном режиме, глядя в треугольный иллюминатор, на последних каплях топлива перелетел большие камни и удачно прилунился. И вот первый человек на Луне делает первый шаг.
Все это меня настолько впечатлило, что появилось желание рассмотреть несколько подробнее все эти вопросы:
1. Самолеты. Их характеристики. Крейсерская скорость, экономическая скорость, максимальная скорость. Когда используются и что лучше использовать в конкретных условиях.
2. Приборное оборудование самолетов (того времени) и навигация.
3. Метеорология и влияние на полеты, в том числе и на дальность.
Эта часть 1 - вступительная и поясняющая, подробности и разборы в следующих частях.