Создание мультфильма — утомительное производство. Но, если попадаешь в мультипликацию, уйти сложно. Сколько месяцев потребуется работать над 10-минутной анимацией и в чем особенность фильма «Марк Шагал. Начало», рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» художник-постановщик Алла Матюшевская.
— «Время — быстрая река» — так называлась выставка-аттракцион, которая прошла в 2021 году в Музее истории белорусского кино. Тогда я впервые увидела ваши авторские эскизы к анимационным фильмам Национальной киностудии «Беларусьфильм». Каждый рисунок — маленький шедевр. Как вы попали в мультипликацию?
— Это она меня выбрала. Преподаватель театрально-художественного института (сейчас Белорусская государственная академия искусств. — Прим. ред.) Василий Шарангович старался пристроить своих выпускников на хорошее место работы. На выбор предоставляли телевидение или киностудию. Я с режиссером и художником Татьяной Кублицкой сначала пошла на телевидение.
В 1980-е годы нужно было писать много шрифтов, все выводить перышком…
Не впечатлило. Затем отправились на киностудию. Художник-мультипликатор, сценарист, режиссер Олег Белоус посмотрел мои работы и сказал: «Рожденная для мультипликации!» Если похвалили, то как уйти?
— Как создаются мультфильмы? Сколько месяцев работают, к примеру, над 10-минутной анимацией?
— Зависит от видения режиссера, идей художника и сценария. Однако стилей не так много: рисованный, перекладочный, пластилиновый, песочный и кукольный. В последней технике я выполнила только одну работу — «Как Василь хозяйничал». Обожаю куклы.
— С чего начинался процесс создания анимации в 1980-е?
— Сначала режиссер с художником работали над раскадровкой — сценарием в картинках. После этого постановщик с аниматором создавали мультипликат — анимационное движение ключевых компоновок и промежуточных фаз героя. Движение руки героя может состоять из 25 фаз. Если мультипликат устраивал, то начинался следующий этап — фазовка — прорисовка промежуточных положений движения персонажа. Затем в рисованном фильме — контуровка и заливка, а также другие профессиональные этапы… Для 8–10-минутной анимации делают примерно 45 тысяч рисунков, а срок создания мультфильма составляет девять месяцев.
— Давайте поговорим об анимации «Марк Шагал. Начало». Она замечательная! Интересная деталь — фрагменты холста в кадрах. Как вы это сделали?
— Я обожаю Марка Шагала! Он теплый, своеобразный… Такого мастера больше нет.
Для этого анимационного фильма не надо было придумывать образы — у Шагала все готово. У него целый мир — выбирай любого персонажа и работай с ним. Задачи режиссера и сценариста — найти наиболее яркий, точный образ, а также суметь рассказать историю художника.
Мультфильм выполнен в технике перекладной анимации. На особой пленке кисточкой нарисовали цветных персонажей, затем прикрепили плоские детали. Эти элементы перед съемками каждого кадра передвигаются — так создается эффект движения.
В чем особенность работы о Шагале? В каждый кадр отдельным слоем я вставляла отснятый кусочек холста, поэтому они напоминают произведение живописи. Можно сказать, Марк Захарович помог мне с идеей, и я ему за это благодарна.
— Я в восторге от советских мультфильмов. Могу с ребенком пересматривать «Удивительный ужин в Сочельник», «Ежик в тумане», «Каникулы Бонифация»… При этом восхищаюсь образной системой японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки. «Унесенные призраками» — мой фаворит.
— У Миядзаки богатая фантазия. Но работы советских мультипликаторов теплее, душевнее… Мой самый любимый фильм — «Рождество» Михаила Алдашина. В мою молодость это стало таким открытием! А еще «Пластилиновая ворона» Александра Татарского!
— Ой, а я этот мультфильм в детстве не любила, всегда переключала. Он такой темный, и песня мне не нравилась: «А может быть, собака (гав-гав-гав)…»
— Вы его смотрели ребенком. У Татарского фильмы для взрослых. Это дело вкуса.
— От какого мультфильма вы в детстве были в восторге?
— Первый, который я посмотрела и после которого была ошарашена, — американская фэнтезийная анимация 1937 года «Белоснежка и семь гномов».
— Чтобы работать с анимационными фильмами, нужно оставаться ребенком в душе. Как не утратить детский взгляд на мир, непосредственность, наивность?
— Не смотреть сверху вниз. Всматриваться в детали и удивляться, будто цветок или дерево видите впервые.