Кристиан считает себя создателем «оргазмических» туфель и однажды отстоял право на красные подошвы в суде. А еще никогда не хотел модный Дом и до сих пор не дарит звездам свою обувь: если хотят — пусть ждут и просят!
Когда дети заняты игрой, родители выдыхают спокойно: наконец-то пара минут тишины. Когда маленький Кристиан начинал играть, его родители почти что молились, чтобы ребенка не засмеяли сверстники, а взрослые не сочли его созданием «не от мира сего».
Мальчик любил играть в путешествия: он выдумывал, будто его ждут где-то в другой стране, составлял карту дороги, изучал местную валюту, «разучивал» язык и мог с абсолютно серьезной миной на лице заявить соседям, что отправляется в Голландию — а потом выходил со двора и был таков. Прохожих он сражал диалогами на том самом выдуманном языке и тем самым заставлял родителей краснеть от смущения.
Кто бы думал тогда, что Кристиан просто проигрывает свое будущее с перелетами, бутиками по всему миру и безграничной славой? Тогда его матери-домохозяйке и отцу-столяру даже присниться не могло, что их младший из четверых детей станет светилом моды и всемирно известным дизайнером. Зато они знали, что предпочли бы игру в путешественника второму хобби сына, которое он открыл для себя в восемь лет.
В тот особый день мальчик попал на экскурсию в Национальный музей Африки и Океании и впервые увидел туфельку на каблуке. Не такую, как у его матери-труженицы, на низком, устойчивом и квадратном, а «ту самую» — на шпильках. Нет, находка обнаружилась не на ногах одной из посетительниц, а на мозаичном полу: перечеркнутый красной линией знак, запрещавший ходить на каблуках по залу с экспонатами, точно так же перечеркнул все остальные воспоминания о вылазке в музей.
Перед тем как войти в зал-экспозицию, женщины должны были снимать обувь и оставаться босиком. Кристиан, которого, как вы уже догадались, воображение никогда не подводило, закрыл глаза и представил их всех на тех самых шпильках со знака — и эта картина произвела на 8-летнего ребенка фурор.
Придя домой, мальчик стал рисовать туфли с резким изгибом, придумывая им замысловатые, но всегда высокие каблуки. А потом закрывал глаза и представлял в них своих знакомых — как они преобразятся, надев такую пару? Рисовать Кристиан продолжил на следующий день, и потом, и потом… В школе начались проблемы: сначала зарисовки с туфлями появлялись на полях тетрадей, а потом и вообще стали заменять конспекты.
Лубутенов вызывали к классному учителю и директору, чтобы выяснить, зачем их сын рисует обувь. Неужели это протест? И почему начались прогулы? Родители горе-школьника только разводили руками: они сами не совсем-то понимали увлечение ребенка, зато точно знали, где искать его, когда сын сбегал с уроков — в театре мюзкилов, где он пробирался за кулисы и наблюдал за тем, как актрисы и танцовщицы ловко взбираются на лестницы-декорации, выполняют вращения и другие трюки на высоких каблуках. Таких, как он сам рисовал.
Из-за побегов в театры и конспектов, изрисованных туфлями, Кристиана четыре раза исключали из школ.
«Танцовщицы и актрисы всегда были для меня иконами стиля», — скажет Лубутен в интервью десятилетия спустя. А пока ему приходилось решать, что делать юному парнишке, завалившему обучение в школе, со своей страстью. В последних классах ему на глаза попалась книга о Роже Вивье, дизайнере элитной обуви и земляке Лубутена, так что он уже наверняка знал, кем хочет стать.
После выпускного Кристиан отправился в Школу изобразительных искусств, где его наброски туфель заменили портфолио, а после устроился на свою первую работу в кабаре «Фоли Берже». Там юному стажеру сделали предложение, от которого он не мог и не хотел отказываться: «Будешь обувать танцовщиц?». В обязанности Лубутена входил и подбор костюмов, но мы-то знаем, что приносило ему большее наслаждение.
В кабаре Кристиан не просто искал для артисток правильную обувь, но и внимательно наблюдал за ними, высчитывая, на какой высоте каблука они чувствуют себя устойчиво, на какой начинают неуверенно переминаться с ноги на ногу, а какая и вовсе рушит всю хореографию танца. Он смотрел за тем, как должна изгибаться стопа, чтобы женщинам было уже неудобно, но чувствовали они себя при этом «на миллион».
Почему неудобно? Для Лубутена это аксиома — если вам комфортно, значит, это некрасиво. По его мнению, только особый подъем делает ногу женщины сексуальной, добавляет ей легкой «дьявольщинки» и заставляет выпрямить спину, поднять подбородок и шествовать вперед с грацией пантеры.
«„Удобный“ — это одно из худших в мире слов! Я сразу представляю себе нездоровую женщину, с большой бутылкой алкоголя, очень пухлую. Это ужасно, но ей нравится ее жизнь, потому что у нее удобные сабо», — говорил он.
В 1979 году Лубутен уехал в двухгодичное путешествие по Египту и Индии, из которого вернулся с полными папками эскизов, вдохновением добавить в классическую обувь восточные мотивы и четким желанием создавать собственную обувь. Но для этого ему еще нужно было поучиться у мастеров, и Кристиан сначала поступил в подмастерья к Шарлю Журдану, затем в модные Дома Chanel и Saint Laurent.
В 1992-м, спустя год после открытия собственного бренда, пришло время действовать и либо заявить о себе, либо остаться «ноунеймом» на ближайшие годы. Кристиан решил, что ему поможет Энди Уорхол и его работа «Цветы» с голубыми незабудками. Модель, вдохновленная Уорхолом, получила название Pensée, но категорически не оправдала ожидания Кристиана: милые цветы на ремешке смотрелись совсем не так стильно, как у Энди.
Ситуацию спас красный лак для ногтей, которым ассистентка Кристиана в тот момент красила ногти. В другой раз дизайнер, пожалуй, отругал бы подчиненную за бьюти-салон на рабочем месте, но тогда выхватил у нее из рук пузырек и выкрасил подошву туфель в алый.
Эту изюминку Лубутен назвал follow me (следуй за мной — прим. Woman.ru) - так, чтобы мужчины сворачивали шеи, оборачиваясь вслед девушкам на шпильках его творения.
Идея понравилась не только ему, но и модному Дому Saint-Laurent, где Кристиан когда-то начинал. Его коллеги выпустили туфли с красной подошвой, чем сильно разозлили Лубутена — это же его узнаваемый почерк! Сначала суд отверг притязания дизайнера, отметив, что тот не может запатентовать цвет, но затем все-таки встал на его сторону и запретил остальным брендам копировать красную подошву. Разве что в моделях, которые перевыпускаются и были созданы до «лубутенов».
К 2007 году бутики Christian Louboutin появились во всех крупных городах мира: Нью-Йорк, Лондон, Париж, Лос–Анджелес, Москва — везде мечтали об изящных туфлях с красной подошвой. Разве что в Милан дизайнер не заглянул, обосновавшись в Риме: сказал, что государственную столицу предпочитает модной. Его самого предпочитали главные мировые модницы, да так, что легендарным Manolo Blahnik пришлось потесниться на рынке.
Отдельную коллекцию Кристиан создал для Блейк Лайвли, и с того момента все звезды мечтали о том, что Лубутен позвонит им и предложит заехать к нему в бутик.
Но он научился дружить избирательно — на «лубутены» в подарок селебрити могут не рассчитывать, разве что на скидку, и то не для всех. Даже Джей Ло, посвятившая туфлям песню, такой чести удосужилась не сразу.
Линия Кристиана чем-то была похожа на Birkin, разве что не такая агрессивная: звезды мечтали о своей именной паре follow me и иногда получали ее, но модный Дом никогда не мог быть уверенным в том, что конкретно пообещает именитым заказчикам. Так же, как 8-летний Кристиан, не слыша ничего и не видя никого, самозабвенно рисовал на полях тетрадей, взрослый Лубутен мог вместо трех пар ботинок для певца Мики создать целую коллекцию или вообще за неделю до выпуска переосмыслить линию.
Сотрудников он нанимает так же, руководствуясь исключительно своим, никому не понятным мнением. Однажды он прямо с рейса забрал с собой стюардессу Air France, а потом предложил работу посыльному, который относил чемоданы дизайнера в Дубае.
Так что на все вокруг у Лубутена есть свой взгляд, особенно на обувь — пусть кто-то попробует заикнуться о новой этике и том, что женщины на каблуках становятся объектом сексуализации и объективации!
И тогда Кристиан по обыкновению вскинет брови: «Стопа женщин в моих туфлях находится под таким углом, как при максимальном сексуальном наслаждении. Так что вы все время находитесь в состоянии как бы перед ним. Носить туфли на каблуках — это все равно что получать оргазм!». И как после такого спорить с автором «лубутенов»?
Фото: Getty Images