Народный артист СССР Виктор Яковлевич Станицын был торжественно представлен нам, первокурсникам Школы-студии МХАТ, руководителем курса Виктором Карловичем Монюковым , первого сентября 1971 года, как один из наших будущих педагогов. Однако непосредственно в работе мы с ним встретились только в начале второго года обучения. Было известно, что он, наряду с Массальским , Яншиным, Кторовым, Грибовым и Прудкиным , принадлежал к плеяде мхатовских «стариков» , которым посчастливилось поработать и с К.С. Станиславским и с Вл. И. Немировичем-Данченко.
Во всем облике и в манере общения Станицына угадывалась старая закваска. И конечно же, студентам не могло не льстить сознание того, что они через своего наставника находятся на расстоянии всего одного рукопожатия с великими создателями Художественного театра.
В прежние времена Виктор Яковлевич сам возглавлял набранные им курсы, но с годами сил на это уже не хватало. И я считаю большой удачей, что те немногие часы, уделяемые им педагогической деятельности, он посвящал именно нашему курсу. С благодарностью вспоминаю его точные замечания и мастерские показы во время репетиций мюзикла «Моя прекрасная леди». Поначалу в работу был взят только отрывок из этого произведения (сцена уроков) и поставлен в рамках учебной программы, когда все студенты должны были пройти через музыкальный и стихотворный материал. Мне досталась роль полковника Пикеринга, а мои партнерами стали будущие народные артисты РФ, Наталья Егорова и Борис Невзоров.
Работа под руководством Виктора Яковлевича шла весело и увлекательно. Помимо конкретных замечаний легендарный мхатовец постоянно баловал нас театральными байками и анекдотами из жизни своих коллег. Именно таким остроумным рассказчиком он выведен в «Театральном романе» Михаила Булгакова в образе актера Елагина. Запомнился его мастерский показ Немировича-Данченко. Преображаясь на глазах, Виктор Яковлевич начинал характерным жестом поглаживать воображаемую бороду и понизив голос, произносил ироничную фразу своего учителя: "Играете хорошо (пауза), когда перестанете играть будет совсем прекрасно!" К слову сказать, я ни разу не слышал из уст Станицына такое выражение , как «мхатчики». Остается недоумевать, почему его так часто употребляет в своих беседах о старом МХАТе, претендующий на роль безоговорочного знатока, искусствовед Смелянский.
После успешного экзаменационного показа было принято решение взять мюзикл «Моя прекрасная леди» в качестве дипломной работы, и «молодые люди, впоследствии разбойники» ( а именно так обращался к нам Виктор Яковлевич, используя выражение Ф. Шиллера), взялись за дело. Из отснятого на репетициях киноматериала видно, как «дед» (так любовно мы звали мастера меж собой) увлечен постановкой. Его азарт передавался и нам. Сотворенный им спектакль впоследствии прочно вошел в репертуар Нового драматического театр ,созданного на основе выпускного курса 1975 года , и еще долгие годы был нашим основным «кормильцем».
В период обучения студентам обычно давали роли « на преодоление», чтобы будущие артисты на конкретном материале учились постигать искусство перевоплощения. Следуя этому принципу, педагоги поручили мне роль полковника Пикеринга и, чтобы добиться убедительности в этом образе , мне пришлось немало потрудиться над своей природной пластикой. Наделенный высоким ростом, я мог временами выглядеть довольно нескладным и неловким, а здесь требовались армейская выправка и осанка. Да и про то, что мой герой являлся уроженцем Туманного Альбиона, тоже не следовало забывать. В конце концов, образ джентльмена, одинаково комфортно чувствующего себя и в визитке, и во фраке, в результате проб и ошибок сложился, и маститый режиссер остался доволен. При обсуждении спектакля на кафедре актерского мастерства Виктор Яковлевич с долей удивления высказался по моему адресу: «Откуда у этого парня с рабочей окраины аристократическая жилка?»
Согласитесь, что такая оценка дорогого стоит! Вообще, ярких актерских удач в спектакле было немало. Очень показателен тот факт, что во время действия свободные от выходов актеры с интересом наблюдали игру своих коллег из-за кулис. Подобное в театре встретишь не часто.
Любопытная история связана с костюмами для нашего дипломного спектакля. Желая придать внешнему виду своих студентов больше достоверности, Станицын пригласил в помощь художникам- оформителям с постановочного факультета старейшего актера МХАТа, Николая Ларина, который обладал феноменальными знаниями о содержании запасников костюмерного цеха Художественного театра.
Стоило нашему режиссеру только намекнуть о том, каким он видит одеяние очередного персонажа, а Ларин уже к следующей репетиции представлял извлеченные на свет из небытия исторические костюмы. Так, ребята с постановочного, осуществлявшие во время действия смену декораций, были облачены в настоящие ливреи из дворца. И все благодаря Николаю Ларину, который помнил, что некогда их использовали при постановке «Анны Карениной». Подлинная историческая одежда придавала дополнительный блеск всему происходящему на сцене. Вот только жаль, что изящные пуговицы с двуглавыми орлами у ливрейных лакеев таинственным образом куда-то пропали и были заменены дешевыми аналогами из военторга.
В создании Нового драматического театра народный артист СССР Виктор Яковлевич Станицын принимал самое активное участие, продолжая таким самым опекать своих бывших воспитанников. Его портрет по праву и поныне украшает фойе театра. С той же неизменной бабочкой на шее мы можем видеть его изображение на мемориальной доске в доме на Тверской, 8, где он жил с середины 40-х до самой смерти.
Однажды мне даже посчастливилось побывать в гостях у старого мхатовца. Дело в том, что нас с народным артистом объединяла общая страсть к собиранию почтовых марок. На предмет их обмена я и был приглашен в гости. «Сделка», к взаимному удовольствию, состоялась. И , хотя со временем интерес к филателии поубавился, полученные от Виктора Яковлевича марки по-прежнему хранятся в моей коллекции, а в душе сохраняются самые теплые воспоминания о настоящем русском актере (хоть и с немецкими корнями).
Какое счастье, что моему поколению студийцев так повезло с учителями!