Доксорубицин, та самая «красная химия», токсичен для сердца, но эффективнее других, поэтому совершенно незаменим при раке молочной железы и некоторых агрессивных ЗНО. Ограничение по его применению не избавляют от инициации второго рака после успешного излечения первого…
За полстолетия лечения карциномы молочной железы и лимфомы Ходжкина не нашлось цитостатика, способного в полной мере заменить кардиотоксичный доксорубицин. Да, ограничили суммарную дозу и запретили использование у некоторых категорий пациентов, но не получилось ни удалить из списков, ни низвергнуть с пьедестала. Доксорубицин есть и будет в химиотерапии рака молочной железы и лимфомы Ходжкина, оставаясь краеугольным камнем успешного лечения малочувствительных к иммунотерапии ЗНО, несмотря на результаты многоцентрового нидерландского исследования.
Перенёсшие в детстве лимфому Ходжкина (ЛХ) или, по-старому, лимфогранулёматоз, после облучения грудной стенки рискуют заболеть раком молочной железы, а пролеченные доксорубицином имеют существенно более высокую вероятность ранних сердечно-сосудистых заболеваний. Группа исследователей из нескольких университетов Нидерландов выяснила опасность химиотерапии доксорубицином для лечившихся от системного ЗНО в подростковом и молодом возрасте женщин.
Для анализа взяли группу из 1 964 девушек и женщин от 15 до 50 лет, с 1975 по 2008 год прошедших в 20 голландских клиниках терапию ЛХ, приведшую к минимум пятилетней полной ремиссии. Средний возраст при лечении лимфомы – 27,8 года. Почти 70% получили сочетание ХТ с облучением, только каждая девятая – одну ХТ. Курсы химиотерапии с доксорубицином получили 57% пациенток, причём между 1975 и 1986 годами антрациклин использовали у 32,6%, а с 1998 года – уже у 84,5% пациенток.
После медианы наблюдения в 21,6 лет у 252 выявили РМЖ, в каждом пятом случае это была протоковая карцинома in situ – 0 стадия. За 30 лет совокупная заболеваемость карциномой молочной железы составила 20,8%, то есть у каждой пятой излеченной от лимфомы развилась вторая злокачественная опухоль, связанная с проведенным лечением. По сравнению со всеми пролеченными химиотерапия доксорубицином увеличивала вероятность появления карциномы молочной железы в 4,4 раза. Превышении общей дозы доксорубицина за всё время лечения в 200 мг на М2 площади тела повышало риск развития РМЖ в 1,5 раза. Каждые дополнительные к этому 100 мг/М2 наращивали риск ещё на 18%.
Реализация канцерогенного эффекта доксорубицина начиналась в среднем через 19,9 лет после завершения терапии лимфомы, а средний возраст на момент выявления РМЖ составил 45,8 лет. На риске рака не сказывался возраст начала терапии ЛХ и анамнез лучевой терапии, надо заметить, в тот исторический период развития онкогематологии обязательной к употреблению как в лечебном варианте – при поражении лимфоузлов, так и профилактически. Одногруппник доксорубицина – такой же «красный» эпирубицин не увеличивал частоту РМЖ.
Авторы публикации, констатируя канцерогенность доксорубицина, предлагают «наблюдать за пациентами более 20 лет после завершения их лечения», искать новые варианты лечения, признавая за доксорубицином главное – эффективность в достижении излечения.
Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2024/03/01/
Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!