Найти тему
Sports.ru

Скандал с «Матч ТВ» в 2020 году еще раз показал: Россия – нехоккейная страна. Мы знали, но не думали, что настолько

Пост от января 2020 года.

Все-таки роль спортивного телевидения в России близка к сакральной: перфоманс от «Матч ТВ» заслонил горечь от проигранного финала, и вместо злодейской камеры интернет обсуждал пример гениального контрпрограммирования от канала, у которого из-под носа увели показ главных матчей.

Буквально за несколько часов до финала стало известно, что «Матч» пустит в эфир Баффало-2011. Что-то подобное там уже делали – например, пару лет назад пустили матч Россия – Португалия из 2012-го параллельно другому матчу сборной, но на подмену мало кто клюнул. А вот с хоккеем полыхнуло.

Перед игрой приходила мысль, что кто-то может перепутать два финала. Поначалу, когда в редакционный чат скинули первые твиты от смотревших другой матч, было забавно. Когда в тот же самый чат валом потекли твиты от людей, искренне празднующих победу, стало грустно. Когда победе радуется известный футболист-интеллектуал, а также председатель профильного комитета Госдумы, возникает полное ощущение, что ты в параллельном мире.

-2
-3

При этом красных флажков-то было развешено достаточно, чтобы разобраться. В перерывах лжефинала «Матч» включал студию, где ведущий говорил, что они показывают финал 2011 года, у Александра Хаванова брали комментарий по актуальной игре – на этом моменте что-то должно было зазвенеть. Еще смешнее, что люди, которые выкладывали все свои эмоции в интернет, не зашли ни на один сайт, ни в одно приложение с результатами, чтобы проверить, что они смотрят.

Хотя были и такие, кто заходил и писал, что редакторы смотрят куда-то не туда. Такое сообщение было в официальном аккаунте ФХР, кто-то писал жалобы на «Чемпионат» (кстати, оцените орфографию этого обращения).

Вина «Матча» здесь не в том, что он изящно оттяпал кусок рейтинга у Первого канала. А в том, что канал, которому четыре года назад ввалили бюджета в целях «популяризации спорта», не сделал для этой самой популяризации абсолютно ничего. Когда уже на первых минутах комментаторы называют фамилии Панарина, Тарасенко и Кузнецова, то уже можно что-то заподозрить (на чем и погорела семья Тарасенко, смотревшая лжефинал без звука).

-4

Можно вспомнить цитату из интервью Станислава Гридасова, посвященную «Матчу»: «Создавался не телеканал, а холдинг, базовой моделью которого был назван ESPN. То есть: эфирный телеканал, система спутниковых каналов, сайт, студия, производящая документальные и художественные сериалы. К этому прилагались компания «Панорама», сайт Sportbox вместе со всем архивом ВГТРК, весь видео-архив «НТВ плюс», лучшая на рынке команда спортивных комментаторов и ведущих. Плюс отделы продаж «Газпром медиа». Плюс политический ресурс. Плюс много-много государственных или окологосударственных денег. С такими мощностями можно было сделать продукт, который не оставил бы на рынке места ни «Спорт-Экспрессу», ни Sports.ru, ни «Чемпионату» – просто никому. Этот монстр пожрал бы всех».

Монстр пожрать никого не смог и сейчас регулярно теряет права на топовые события – например, Панарина и Тарасенко на «Матче» уже почти два года нет даже в виде хайлайтов в новостях, сначала из-за «Евроспорта», теперь из-за Яндекса.

Мы, в целом, давно знаем, что Россия – нехоккейная страна, что бы нам ни говорили на майских праздниках. Если смотреть совсем трезво, хоккей – только пятый в стране по популярности – после футбола, фигурного катания, ММА и биатлона. Почему так сложилось? Дороговизна спорта, низкий уровень жизни, количество катков или план Даллеса здесь явно ни при чем – все это не мешает просто потреблять спорт, а не заниматься им. Кстати, при этом популярность конкретных клубов КХЛ в их регионах очень высока, хоккейные трансляции почти везде собирают лучшие рейтинги на местных каналах. А вот популярность «абстрактного» хоккея в стране – околонулевая.

-5

Ключевая причина, в принципе, известна – дихотомия «наши-не наши», успешно ставшая основной советского спорта, который эволюционировал в спорт российский практически без смены методов и мышления – только флаг и герб поменялся. И здесь дело даже не в имперском сознании, которое нам часто ставят в вину, – просто люди смотрят то, до чего могут дотянуться.

Возможно, в плане рейтингов хоккею как раз мешает географическое разнообразие. Вот как в футболе – тотальное доминирование 2-3 столичных монстров приводит к тому, что в условном Екатеринбурге самый популярный футбольный клуб – «Зенит», а не «Урал». Возможно, КХЛ совершила стратегическую ошибку, решив не участвовать в Лиге чемпионов – аудитории плевать, кто играет в «Давосе» или «Лукко», но на наших против ненаших с большей вероятностью соберется полный зал, который после игры еще и посмотрит/почитает про это.

В общем-то, европейское освещение НХЛ и наш любимый сайт The Athletic тоже строятся вокруг «наших в НХЛ» или вокруг городской команды – но уровень продвинутости среднего зрителя там намного выше, что позволяет реже путать финалы девятилетней давности. Но работу по популяризации и просвещению у нас дружно провалили – федерация, министерство, и «Матч ТВ» в некотором смысле тоже.

Потому что министерству интересны только медали, федерацию волнуют только успехи сборной, а с «Матчем» сейчас вообще ничего непонятно. Потому что хоккейная аудитория – это не те люди, которые пару раз в год включают телевизор, чтобы увидеть финал с участием сборной России. А те, кто интересуется видом спорта более или менее регулярно. Вторые берутся из первых, но для этого надо, чтобы первым постоянно рассказывали, что хоккей – намного больше и ярче, чем пара игр сборной. Но это противоречит всему, что заявляет и делает наше хоккейное и спортивное руководство.

Говорят, что успешную хоккейную (и спортивную) лигу нельзя построить при существующем в России уровне жизни. Нет, народ – успешную хоккейную лигу нельзя построить, когда люди не отличают Панарина от Тарасенко, а сборную 2011 от сборной-2020.