Найти тему
Святые места

Как всего одна фраза может преобразить жизнь христианина? Разбираем по кирпичикам наставление апостола Павла

Сегодня мы разберем фразу апостола Павла из Послания к Колоссянам и выясним, каков главный источник грехов, почему так сложно бывает полюбить другого человека и как с помощью этого наставления преобразить свою жизнь.

Итак, Апостол Павел сказал следующее:

-2

Краткая справка о Послании к Колоссянам:

-3

Расшифровываем фразу апостола Павла

Слово «облекитесь» значит «оденьтесь». Почему именно такое слово употребил апостол?

  • Во-первых, для того, чтобы показать, что эти качества должны быть не чем-то случайным или эпизодическим, но постоянным в нашей жизни, как одежду мы носим постоянно, так и они должны постоянно быть с нами.
  • Кроме того, как отмечают святые отцы, он употребил это слово для того, чтобы показать, что жизнь по добродетели столь же легка, как если надеть одежду.
-4

А до этого апостол писал, что нужно совлечь одежду страстей и похотей. И как в нашей реальной жизни затруднительно надеть новую одежду поверх уже одетой, так и здесь –

пока мы не совлечем ее с себя, нам трудно бывает облечься в то, во что призывает облечься Господь устами апостола.

И в конце этих качеств указано, что «более всего облекитесь любовью».

Святой Феофан Затворник объясняет, что

  • все предыдущее – это как бы нижняя одежда, исподняя – милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
  • любовь – это как верхняя одежда, по которой нас и узнают как христиан. О чем сам Господь сказал: «Потому знаю, что вы мои ученики, если будете иметь любовь друг к другу».

И как объясняет тот же святитель Феофан, быть щедрым, проявлять терпение – все это можно делать и не имея любви, через понуждение себя. Но хотя это нужно делать, и это правильно, даже понуждая себя, любовь выше этого. Если проявлять первые качества есть дело человеческое, значит показывать себя человеком,

то проявлять любовь есть дело Божие и значит являть в себе Бога, ибо сказано, что Бог есть любовь.

-5

Теперь что касается слова «благость». То, что переведено этим словом, на самом деле, по объяснению святых отцов, там имеется в виду «относиться к другим как к родным», даже как к своим детям. Они это объясняют так: если кто имеет это, все остальное становится проще. Потому что по отношению к своему ребенку естественно проявлять и терпение, и милосердие, и остальные качества.

Потому нам тяжело полюбить других людей, что мы воспринимаем их как чужих.

Когда мы воспринимаем их как чужих, нам легко начать относиться к ним неприязненно, воспринимать их как врагов.

Кроме того, нужно иметь смиренномудрие.

Что значит смиренномудрие? Значит «мыслить смиренно». Помышление, восприятие себя самого через призму смирения. Не то смирение, которое проявляется лишь вовне. Потому что можно смиренно говорить о себе, а внутри превозноситься. Но нет, именно в уме. Мыслить о себе со смирением.

Кротость, то есть отсутствие гневливости. Снисхождение друг от друга и прощение. Когда люди слышат о том, что они должны прощать, нередко у них возникает сопротивление.

-6

Они спрашивают: «Кому это я должен?».

И апостол здесь пишет: «Христу ты должен».

Если ты христианин, Христос тебя простил. Как тебя простили, так и ты должен прощать. И Господь наш целую притчу об этом сказал.

Далее апостол пишет: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

Какой мир Божий владычествует в нас, если мы обретаем все эти качества?

  • Во-первых, это мир с Богом.
  • Во-вторых, мир с другими людьми.
  • И в-третьих, мир с самим собой.

Грех вносит разлад во все эти виды отношений. И апостол говорит, что мы призваны к этому миру в одном теле. Здесь речь идет о теле Церкви. Церковь есть тело Христово, поэтому, конечно, спастись, чураясь другими христианами, гнушаясь ими, невозможно.

-7

И если различные похоти и страсти препятствуют одеваться нам в те добродетели, то есть

гордость мешает нам облечься в смиренномудрие, гнев мешает нам облечься в кротость и так далее,

то в любовь нам мешает облечься самость или, говоря по-современному, эгоизм. Это, наверное, главное препятствие и главный источник грехов и пороков в нашей жизни.

Если человек, движимый эгоизмом, даже и делает что-либо доброе, то он думает, что ему Бог сразу должен за это воздать многими милостынями, сразу же люди, которых он облагодетельствовал, должны его полюбить и быть ему по гроб жизни благодарны, и другие люди должны уважать его и восхищаться им за то, что он сделал что-либо доброе.

И, конечно, это все является гордостью, проявлением той же самости, тем, что оскверняет даже то добро, которое человек совершает. Следует избавляться от этой самости, от самолюбия ради любви к Богу и ближнему.

Очень важно здесь понять, мы не говорим о том, что человек не должен себя любить. Ни в коем случае. Но мы говорим о том, что любовь к Богу и ближнему должна быть выше для христианина, чем любовь к себе самому. И чем более мы в этом преуспеваем, тем более легко нам облачаться во всё то, что предписывает апостол.

Также он говорит, что нужно быть дружелюбными. Это значит не иметь какой-то мрачности или суровости в отношении к другим людям.

В конце апостол завершает свое наставление таким пожеланием:

-8

Что такое слово Христово? Это, как объясняет святитель Феофан,

  • во-первых, слово о Христе,
  • во-вторых, слово самого Христа.

А это буквально весь Новый Завет.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст:

-9

Святитель Феофан говорит, что учиться Слову Божьему и делиться этим пониманием нужно в соответствии с тем, как Церковь Христова понимает и объясняет его. Он пишет, что немудро обогащается познанием Слова Божьего тот, кто при обсуждении смысла его верит одному своему уму, а не поверяет своих соображений общностью верования всех верующих. Отсюда возникают различные секты и ереси.

Понимание Слова Христова с доверием только к своему уму, даже если и не приведет кого-либо к ереси, но точно не всегда созидает и назидает, а больше надмевает и учит гордости. Поэтому стоит взять себе за добрый совет, если мы встречаемся с христианами, наполнять наши беседы тем, что мы узнали Слово Божие, тем, что мы узнали о Христе, о Господе, от Его святых, тем, что приносит пользу и нам, и близким.

И в этих немногих словах, которые были сегодня рассмотрены, содержится краткое наставление по преображению нашей жизни. И вначале апостол говорит почему. Потому что Господь нас избрал, Господь нас возлюбил, освятил в Таинстве Крещения.

И как после всего этого нам не захотеть облечься в то, что является единственной одеждой для вхождения в Его Святое Царство?

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст сделан на основе видео:

Также читайте:

От этой коротенькой молитвы становится легко на душе: 6 слов, творящие чудеса
Святые места12 декабря 2023