Благодаря методике class act на сцене Красноярского ТЮЗа старшеклассники отыграли 14 пьес, в национальном театре Бурятии дети продемонстрировали свои актерские умения, а прошедшая обучение Ольга Савина стала руководителем драматургического проекта для школьников. Прямиком из Шотландии эта техника уже более 10 лет активно применятся в России и теперь приходит в театральную лабораторию ЦСИ Винзавод. С 25 по 29 марта под руководством педагога участники лаборатории освоят новый метод для реализации творческого потенциала.
Личная пьеса
В class act ребенок становится автором собственной пьесы. Чтобы показать процесс, как профессиональные актеры проводят читки и ставят итоговый спектакль, по этой методике воспроизводится последовательность. В оригинальном методе необходимо написать текст на 5-6 минут: время ограничено, чтобы у каждого была возможность составить собственное высказывание.
Никола МакКартни, автор методики, делает акцент на каждом ребенке. Этой же точки зрения придерживается ее коллега, Дуглас Макселл: class act имеет особую социально-культурную миссию — адаптация детей из неблагополучной среды и содействие личностному и эмоциональному развитию подростков. Как пример эксперимент театральной постановки с воспитанниками Тольяттинского детского дома и участниками шотландского театра с инклюзией.
Тольятти, детский дом и языковой барьер
На международный уровень Class act вывел шотландский драматург и режиссер Никола МакКартни. Дети из шотландского театра, большинство из которых имели физические и умственные особенности развития, и дети из российского детского дома стали участниками эксперимента в Глазго. Миссия: поставить спектакль несмотря ни на что.
Главный принцип работы: дети с ограниченными физическим возможностями делали все тоже самое, что и их здоровые товарищи. Препятствия в виде затрудненной речи и обездвиженности принимались во внимание, но планка оставалась высокой. По словам режиссера, дети постепенно пришли к дружбе, стали улыбаться и репетировали вместе спустя несколько недель работы.
Некоторые российские дети играли на английском, а шотландцы — на русском. У детей из Тольятти не было сменной одежды, поэтому остальные также ходили в одних и тех же брюках до финального показа. Эксперимент удался, а итогом стала совместная часовая пьеса.
Первая отечественная проба
На британской конференции методом заинтересовалась специалист по современной британской драматургии Татьяна Осколкова, перенявшая опыт шотландской техники в России. Первый проект был запущен в Тольятти совместно со сценаристом Вадимом Левановым. В качестве артистов выступали студенты актерского училища, так как народные артисты отнеслись к инициативе несерьезно.
Дети из местной школы и из детского дома участвовали в проекте. Учеников не делили на две группы: важно было проследить за совместной работой. В конце первой недели подготовки состоялась читка самостоятельно написанных текстов: дети распределили роли и сыграли друг для друга. У ребят из детского дома уже был опыт игры на сцене, поэтому их выступление смотрелось уверенно. Играя, они становились самими собой. Неожиданно для всех общение между детьми изменилось, в репетиционном зале появился смех, улыбки и уважение к выступающим.
Постепенно режиссер театра «Колесо», который стал площадкой и местом действия, проникся идеей и на гала-концерте самостоятельно представлял каждую пьесу, потому что «был влюблен в проект».
Театральная лаборатория ЦСИ Винзавода
По словам Николы МакКартни, основательницы проекта, российская интерпретация стала практически отдельным методом. Вариация класс-акта в России — это вам не Кэрри Брэдшоу в рязанской маршрутке: у классической школы русской драмы свои методы и подходы.
В театральной лаборатории Центра современного искусства Винзавода Андрей Маник — преподаватель ГИТИСа и режиссер десятка постановок для театральных вузов и государственных учреждений культуры — проведет детскую лабораторию по методике Class Act 25-29 марта 2024. Под руководством опытного ментора дети реализуют свои самые смелые идеи, творчески раскроются, познакомятся с закулисьем театра, создадут костюмы и декорации своими руками. Результатом станет итоговый спектакль для детей и родителей.
Участники придумают свою историю, как взрослые драматурги, разработают сценическое оформление, как профессиональные сценографы, и представят спектакль зрителям. Ежедневно для участников проекта проводится одно занятие с ментором, два тематических мастер-класса и три игропрактикума.
Ведется набор участников в две возрастные категории: 7-10 лет и 11-14 лет.