Найти тему

Методика class-act: любой напишет пьесу

Благодаря методике class act на сцене Красноярского ТЮЗа старшеклассники отыграли 14 пьес, в национальном театре Бурятии дети продемонстрировали свои актерские умения, а прошедшая обучение Ольга Савина стала руководителем драматургического проекта для школьников. Прямиком из Шотландии эта техника уже более 10 лет активно применятся в России и теперь приходит в театральную лабораторию ЦСИ Винзавод. С 25 по 29 марта под руководством педагога участники лаборатории освоят новый метод для реализации творческого потенциала.

Личная пьеса

В class act ребенок становится автором собственной пьесы. Чтобы показать процесс, как профессиональные актеры проводят читки и ставят итоговый спектакль, по этой методике воспроизводится последовательность. В оригинальном методе необходимо написать текст на 5-6 минут: время ограничено, чтобы у каждого была возможность составить собственное высказывание.

Никола МакКартни, автор методики, делает акцент на каждом ребенке. Этой же точки зрения придерживается ее коллега, Дуглас Макселл: class act имеет особую социально-культурную миссию — адаптация детей из неблагополучной среды и содействие личностному и эмоциональному развитию подростков. Как пример эксперимент театральной постановки с воспитанниками Тольяттинского детского дома и участниками шотландского театра с инклюзией.

Н.МакКартни. Фото К. Жихаревой
Н.МакКартни. Фото К. Жихаревой

Тольятти, детский дом и языковой барьер

На международный уровень Class act вывел шотландский драматург и режиссер Никола МакКартни. Дети из шотландского театра, большинство из которых имели физические и умственные особенности развития, и дети из российского детского дома стали участниками эксперимента в Глазго. Миссия: поставить спектакль несмотря ни на что.

Главный принцип работы: дети с ограниченными физическим возможностями делали все тоже самое, что и их здоровые товарищи. Препятствия в виде затрудненной речи и обездвиженности принимались во внимание, но планка оставалась высокой. По словам режиссера, дети постепенно пришли к дружбе, стали улыбаться и репетировали вместе спустя несколько недель работы.

Некоторые российские дети играли на английском, а шотландцы — на русском. У детей из Тольятти не было сменной одежды, поэтому остальные также ходили в одних и тех же брюках до финального показа. Эксперимент удался, а итогом стала совместная часовая пьеса.

Первая отечественная проба

На британской конференции методом заинтересовалась специалист по современной британской драматургии Татьяна Осколкова, перенявшая опыт шотландской техники в России. Первый проект был запущен в Тольятти совместно со сценаристом Вадимом Левановым. В качестве артистов выступали студенты актерского училища, так как народные артисты отнеслись к инициативе несерьезно.

Дети из местной школы и из детского дома участвовали в проекте. Учеников не делили на две группы: важно было проследить за совместной работой. В конце первой недели подготовки состоялась читка самостоятельно написанных текстов: дети распределили роли и сыграли друг для друга. У ребят из детского дома уже был опыт игры на сцене, поэтому их выступление смотрелось уверенно. Играя, они становились самими собой. Неожиданно для всех общение между детьми изменилось, в репетиционном зале появился смех, улыбки и уважение к выступающим.

Постепенно режиссер театра «Колесо», который стал площадкой и местом действия, проникся идеей и на гала-концерте самостоятельно представлял каждую пьесу, потому что «был влюблен в проект».

Занятие по методике class act. Фото К. Жихаревой
Занятие по методике class act. Фото К. Жихаревой

Театральная лаборатория ЦСИ Винзавода

По словам Николы МакКартни, основательницы проекта, российская интерпретация стала практически отдельным методом. Вариация класс-акта в России — это вам не Кэрри Брэдшоу в рязанской маршрутке: у классической школы русской драмы свои методы и подходы.

В театральной лаборатории Центра современного искусства Винзавода Андрей Маник — преподаватель ГИТИСа и режиссер десятка постановок для театральных вузов и государственных учреждений культуры — проведет детскую лабораторию по методике Class Act 25-29 марта 2024. Под руководством опытного ментора дети реализуют свои самые смелые идеи, творчески раскроются, познакомятся с закулисьем театра, создадут костюмы и декорации своими руками. Результатом станет итоговый спектакль для детей и родителей.

Участники придумают свою историю, как взрослые драматурги, разработают сценическое оформление, как профессиональные сценографы, и представят спектакль зрителям. Ежедневно для участников проекта проводится одно занятие с ментором, два тематических мастер-класса и три игропрактикума.

Ведется набор участников в две возрастные категории: 7-10 лет и 11-14 лет.

-3