Найти тему
Путник АлекСей

29 февраля - День Кощея и Касьянов день, и их суть.

Чем больше изучаешь прошлое своего народа, тем больше замены находишь, когда дело касается древних народных славянских праздников.

День Кощея и история персонажа:

Так случилось и с древними поверьями посвященных древнему злому мистическому существу - Кощею. Да, да, тому самому, который был злодеем во всех русских сказках. По преданиям он является сыном Чернобога.

В календаре 29 февраля встречается раз в четыре года, так как выпадает только в високосный год. Славяне полагали, что 29 февраля - опасное, демоническое время - день фольклорного персонажа Кощея. Все, что в этот день происходит, будет неудачным. Выйдешь из дома, можешь заболеть. Начнешь трудиться, работа не заладится.

Кощея считали богом холода, безумия, мора и разрушений, а также всего плохого и черного. Славяне приносили ему жертвы перед началом важных дел, например военных походов или войн.

В фольклоре Кощей представлен как царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне.

Кадр из фильма "Кощей бессмертный" 1944г.
Кадр из фильма "Кощей бессмертный" 1944г.

Часто изображается в виде худого высокого старика. У А. С. Пушкина представляется также скаредным и скупым.

В русских народных сказках Кощей выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Согласно легенде, Кощей является младшим сыном Чернобога, которому поклонялись славянские язычники. Важно отметить, что Кощей Бессмертный в данном случае не столько самостоятельное существо, а одно из воплощений своего отца. Он властвует над миром мертвых, подобно Аиду, но, в отличие от греческого персонажа, может воскрешать мертвых для ведения войн. Кроме того, Кощей Бессмертный — прекрасный воитель и колдун.

Генерал Белых Ходоков из фильма "Игры престолов" полностью соответствует образу Кощея.
Генерал Белых Ходоков из фильма "Игры престолов" полностью соответствует образу Кощея.

В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий. От него, видимо, произошло современное слово «кость». Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной, русская зима самое подходящее для этого время года. Кощея изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. Его задача в сказке – убить героя. В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» - творить зло и «костерить» - ругать.

Картина Виктора Васнецова "Кощей бессмертный". Писалась картина в течении 9 лет. И полностью закончена в 1926 году.
Картина Виктора Васнецова "Кощей бессмертный". Писалась картина в течении 9 лет. И полностью закончена в 1926 году.

Кощей Бессмертный — отрицательный персонаж в народном фольклоре, наделенный непомерной силой и магическими способностями.
Он символизирует зло и воплощает в себе множество негативных качеств: беспринципность, коварство, хитрость, вероломство.
Кощей — воплощение живого остова, олицетворение смерти, «косящий и собирающий зловещий кошт, урожай мёртвых». В фольклоре «Кащей приносит горе и беду, разоряет города и сёла, похищает и уносит красивых девушек в своё жилище на край света, принуждая их выйти за него замуж. Победить Кощея непросто, так как он наделён способностью превращаться в различных животных и существ, делаться невидимым и превращать или делать невидимыми других. Внешность у Кощея отталкивающая - своей худобой он напоминает высохший скелет. Чародей умеет быстро летать, неутомимо сражаться и накладывать на врагов заклятья. Он обожает золото и самоцветы: его сундуки ломятся от драгоценностей.

У древних славян Новый год начинался весной (1 марта), когда после зимы, после сна возрождалась природа. До наших дней дошли в песнях, забавах, устном народном творчестве обрывки еще языческих праздников в честь весны, юного солнца, новогоднего пробуждения природы. В славянских сказках часто действующими лицами выступают месяцы в образе двенадцати братьев, которые сидят на стеклянной горе, то есть на небе, вокруг пылающего костра – солнца. Костер горит то сильнее (летом), то еле тлеет (зимой), в зависимости от того, кто из месяцев берет в свои руки жезл владыки. Весенние месяцы изображались цветущими юношами; летние – мужчинами, полными сил; осенние – пожилыми мужчинами; зимние – седыми старцами. А вот последний день зимы и являлся днем Кощея, чахнущего над своим сокровищем, что обозначало последний день царствования Кощея. И поэтому он выглядит как седой и тощий чародей.

В День Кощея-Чернобога, как и на Касьяна, старались не выход ить из дома и поменьше разговаривать. Любые начинания также были под запретом. Дела в этот день не ладились, деревья и травы сохли, а скот умирал.

Один из обрядов символизирующих борьбу с Кощеем: славяне в этот день проводили символический обряд — давили в руках по сырому яйцу. Яйцо, как известно из сказок, прячет в себе Кощееву смерть. Яичная скорлупа трескалась, содержимое вытекало наружу, а повелитель Нави умирал, забирая с собой зиму.

Да, и день Кощея - это не праздник, как таковой. Как правило считается днем, в который лучше ничего важного не начинать и день, как таковой во всем считается не удачным или в который, важно соблюдать осторожность.

А вот откуда взялся Касьянов день?

Слева изображение Святого Касьяна, справа открытка 20-х годов 20 века "Касьянов день".
Слева изображение Святого Касьяна, справа открытка 20-х годов 20 века "Касьянов день".

Жизнь святого Кассиана и его несоответствие легенде "Касьянова дня":

Святой Кассиан, живший в V в., прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Родился он в Скифии около 360 года н. э., а первые шаги в монашескую жизнь сделал в Вифлеемском монастыре в Палестине. Кассиан долго путешествовал по Египту, изучая уклад и правила монастырской жизни среди монахов и отшельников. Около 400 г. он был посвящен в сан диакона, а через несколько лет представлял в Риме константинопольскую церковь с целью защиты церковного оратора Иоанна Златоуста.

Затем, обосновавшись в Массилии, основал две монастырские обители — одну для мужчин и одну для женщин — моделировав их по образцу египетского монастырского уклада. Кроме того, святой оставил христианскому миру свое наследие в виде 12 томов, исследующих и описывающих уставы монахов Палестины и Египта, и 24 «Собеседования», посвященных моральным аспектам христианской доктрины и жизни отшельников.

Как видим из истории этого реального человека, он не был никаким отрицательным персонажем, тем более имел сан диакона.

Известно, что родился около 360 года н.э., а умер (по данным википедии - 23 июля 435 года (75 лет), Марсель, Вестготское королевство.

Православная церковь и Святой Касьян:

День его памяти занимает особое место в народном календаре – это самый страшный день, который находится во власти злопамятного святого. Этот святой считался «приставленным» на стражу ада, и Господь отпускал его на отдых на четвертый год; в его отсутствие ад стерегли двенадцать апостолов. Касьяну, по народным представлениям, подчинялись все ветры, которые он держал на двадцати цепях, за двадцатью замками. Но он мог выпустить их, дать выйти на волю из впадин болотных и поглумиться на белом свете, наслать на людей и на скотину две самые страшные болезни, от которых не было спасения, - чуму и холеру.

Получить реальную помощь Высших Сил в этот день недели смогут те, кто чтит семейные ценности, прислушивается к мнению близких родственников, готов к компромиссным решениям и прощению врагов. , невзирая на то, что его жизненный путь был благочестивым. Считалось, что всё, что каким-либо образом связано с этим днём, будет неудачным». Если проспать до обеда 29 февраля, то ничего плохого точно не произойдет. В этот день люди старались попасть в церковь, чтобы помолиться. Считалось, что молитва в этот день спасет от невзгод в течение целого года.

В русских преданиях, легендах, поверьях образ св. Касьяна, несмотря на всю праведность его жизни, рисуется как отрицательный. В некоторых селах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывали с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении. В одной из легенд говорилось, что Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. Совершив предательство, Касьян раскаялся, Бог пожалел грешника и дал ему сравнительно легкое наказание. Он приставил к нему ангела, который бил Касьяна по лбу молотом подряд три года, а на четвертый год давал ему отдых. Др. легенда рассказывает, что Касьян стоял на страже у ворот ада и только раз в году имел право оставить их и явиться на землю.

По народным представлениям, св. Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Русские люди верили, что «Касьян на что ни взглянет, все вянет», «Касьян все косой косит», «Касьян на народ – народу тяжело», «Касьян на траву – трава сохнет, Касьян на скот – скот дохнет». В Сибири считалось, что Касьян любит «заворачивать» головы цыплят, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей – будет мор, на скот – падеж, на поля – неурожай. Кроме того, считалось, что Касьяну подвластны все ветры.

Некоторые легенды объясняли зловредность Касьяна тем, что он в младенчестве был похищен у благочестивых родителей бесами, которые и воспитали его в своем доме. Кроме того, в них рассказывалось, что св. Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал обладать способностью сжигать приближающихся к нему демонов. Однако все это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым.

Итак: влияние церкви на сознание людей - это заметно по таким понятиям как - "ад", "придание демонических черт", приписывание дел "богом" и влияние "дьявола" на поведение Касьяна ( а ведь эти понятия пришли вместе с христианской религией), а в последствии и замена реального человека на какого-то мифического персонажа и необходимость приходить в церковь и молиться.

Народный фольклор:

В народном фольклоре существовала легенда, о том как повели себя Касьян-угодник и Николай-угодник, встретив на своем пути мужика, увязшего с возом на дороге. Первый отмахнулся от попавшего в беду, не захотев пачкаться, второй же тут же пришел мужику на помощь. В итоге Бог, разбирая их поступки, постановил:

Пришли святые в рай. «Где ты был, Касьян-угодник?» — спросил Бог. «Я был на земле,— отвечал тот,— прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он просил меня. Помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать платья».— «Ну, а ты где так выпачкался?» — спросил Бог у Николы-угодника. «Я был на земле; шёл по той же дороге и помог мужику вытащить воз»,— отвечал Никола-угодник. «Слушай, Касьян! — сказал тогда Бог,— не помог ты мужику — за то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить — будут служить молебны два раза в год». С тех пор Касьяну только в високосный служат молебны, а Николе — два раза в год »

Соответственно Касьян приходится на 29 февраля и отмечается только раз в 4 года (так было до смены календаря на григорианский), а у Николы два дня в году — зимний и летний. Впрочем, на церковные службы это никогда не имело особого влияния, так как традиционно выпадающие на 29 февраля богослужения просто переносились на 28-е и так или иначе проводились.

И опять же этот фольклор к святому Кассиану, жившему в 4-5 веках точно не имеет никакого отношения.

Но здесь мы видим прямое влияние церкви на сознание людей, что всегда надо нуждающимся помогать. Но меры все-таки странные: в любом случае, помогай ты нуждающемуся человеку или не помогай, молебны тебе все равно будут служить в церкви, одному 2 раза в год, другому - через 3 года. Не странно ли?

Игорь Ожиганов, Чернобог

Касьян на что не взглянет — все вянет.
Касьян все косой косит.
Касьян на народ — народу тяжело;
Касьян на траву — трава сохнет;
Касьян на скот — скот дохнет.
Худ приплод в високосный год.

Многие исследователи полагают, что до крещения Руси день 29 февраля* являлся днем Кощного Бога — представителя темных сил в славянской мифологии, который владычествовал в царстве Смерти. После принятия христианства образ злого Кощея и связанные с ним верования частично переложились на Святого Кассиана, день памяти которого приходится на ту же дату, почему это произошло - объяснение простое, народные предания все-таки трудно искоренить с приходом новой веры. А чем это обернулось, вроде бы и не плохой человек, живший в 4-5 веках вдруг стал с "плохой репутацией".

Опять же, старинные сказания повествуют о том, что Касьян обладает смертоносным взглядом — «на что ни взглянет, все вянет». По народным представлениям, святой Касьян имеет огромные веки, маленький рост и завистливый, злобный характер.

Касьянов день считался одним из самых опасных дней в году — все, что каким-либо образом связано с ним, будет неблагополучным: если человек в этот день выйдет на улицу, то рискует заболеть или умереть, а если захочет поработать, то ничего не будет получаться - все это явно не о монахе с саном диакона, жившего не на территории Руси.

Что в этой статье я хотел Вам сказать!

День Кощея - это древнеславянский последний день зимы, который овеян старинными славянскими обычаями и поверьями, символизирующих окончание зимы, где мифический персонаж Кощей мог творить зло и что в этот день, кончается мрачное царствование Кощея. Сам Кощей по народному преданию и стал злым Касьяном. То есть Кощей и Касьян на Руси один и тот же персонаж. Касьян же заменил Кощея в связи с христианизацией Руси, и влиянием церкви на сознание жителей Руси.

Христианский праздник - день памяти преподобного Кассиана Римлянина (360-435) – христианского монаха и богослова - является придуманный церковью праздник, который и был призван заменить "языческие День Кощея или день Чернобога", чтобы опять увеличить количество прихожан в церковь. В этот день монах Кассиан Римлянин не был ни рожден, ни умер в эту дату и никаких великих деяний в этот день не совершил. При этом этот день памяти отмечается только русской православной церковью.

Дата 29 февраля также знаменита гибелью 6 роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной Псковской дивизии. Бой у высоты́ 776 — эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 29 февраля — 1 марта 2000 года 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под командованием гвардии подполковника М. Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков и арабских наёмников, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-КертСельментаузен, на высоте 776.

В ходе боя погибли 84 российских военнослужащих и около 500 боевиков ЧРИ. 22 солдатам 6-й роты было присвоено звание Героя Российской Федерации (из них 21 — посмертно).

Вечная память героям!

Берегите природу! Берегите свою культуру!Путешествуйте!

Мир вашему дому!

Всем добра и бодрого духа!