Найти тему

Сказка о потерянном времени (психокоррекция и профилактика возникновения высокого уровня тревожности)

Автор Татьяна Ткачева

Один афонский монах рассказывал, что более опытные монахи, видя, что он излишне суетлив останавливали его вопросом «Куда торопишься? Впереди вечность».

Жила-была на белом свете маленькая девочка. С розовыми бантиками на тонких косичках, мячиками, скакалками и красивыми куклами. Жила она вдвоем со своим Временем. Время было теплое и мягкое. Его можно было потрогать руками, обнять и поцеловать. Оно было светлым, пухлым и добрым, и его всегда было много. Так они жили вдвоем, играли, пели, шлепали по лужам босиком, разглядывали птичек, и им было хорошо и весело вместе.

Постепенно маленькая девочка выросла, превратилась во взрослую, и ее Время выросло тоже, ведь теперь она многое умела делать сама, не беспокоя и не тревожа других. Она сама распоряжалась собой и своим временем, а Время слушалось свою хозяйку и во всем ей помогало.

Так продолжалось до тех пор, пока к ним в гости не пришла старая подруга девочки. Они обнялись, поцеловались и пошли на кухню. Большие девочки пили чай со сладкими пирожными, ели вкусные конфеты и, разумеется, болтали о всякой всячине, которая может быть интересна только девчонкам. Время за разговорами и сплетнями текло незаметно, оно попросту дремало, развалившись в кресле.

На город опустились сумерки, на улице зажглись фонари, и подруга уже засобиралась домой, как вдруг девочка неожиданно предложила: «А давай, мы завтра пойдем куда-нибудь, может быть в кино?». Тут подруга сделала озабоченное, строгое лицо, вытащила из своей сумочки длинные дамские сигареты, закурила, и, выпустив дым через накрашенные губы, кокетливо произнесла: «Ты знаешь, у меня совершенно нет свободного времени»! Она красиво курила и рассказывала девочке о том, как тяжело ей живется, как трудно ей везде успеть, о том, что вся неделя у нее занята совершенно неотложными делами. Она рассказывала, а девочка, открыв рот, слушала ее, восхищалась и немножко завидовала. Ей казалось, что это так здорово, когда ну буквально ни на что не хватает времени, когда все только и ждут, когда у тебя появится свободная минутка, ведь это означает только одно – что без тебя никак нельзя обойтись на этом свете! Наконец, подруга закончила жаловаться, поднялась из-за стола, и небрежно поправив прическу, направилась к двери. Девочка поплелась следом – она ощущала себя никому ненужной бездельницей. А подруга, одевшись, похлопала по плечу и снисходительно улыбнулась: «Пока, бывай, подружка, будет время – позвоню»! Поцокали стремительные каблучки, отшумел уехавший лифт.

Девочка захлопнула дверь и снова прошла на кухню. Там пахло дорогими духами и дымом, на столе стояла недопитая чашка чая и лежала забытая пачка сигарет. Она задумчиво вытащила одну, закурила, и, глядя на себя в зеркало, томно произнесла: «У меня совершенно нет свободного времени…»

Ее Время проснулось и беспокойно зашевелилось в кресле: «Как это нет? Вот оно я, причем совсем свободное!» Но девочка даже не взглянула на него. Целый час она с упоением рассказывала самой себе о делах, которые внезапно придумала. Это было ново, интересно, загадочно и совсем по-взрослому. Время долго пыталось обратить на себя внимание, дергало девочку за рукав, дуло ей в ухо, скакало перед ней и махало руками, но когда стало ясно, что его просто не видят, или не хотят видеть, оно обиделось: «Раз ей лучше без меня, пусть так и будет!» - решило она и спряталось за шкаф.

Теперь у девочки началась другая жизнь, не похожая на прежнюю – жизнь, без свободного времени. Ей нравилось быть всегда занятой, везде чуть-чуть опаздывать, нетерпеливо притоптывать ножкой в ожидании троллейбуса, ловить заинтересованные взгляды прохожих и при случае рассказывать друзьям о том, как ей всегда не хватает времени, нет сил и времени совершать всякие глупости, ходить по театрам, и встречаться со старыми знакомыми. Она самой себе казалась такой нужной, такой занятой, такой успешной. Ей была приятна сама мысль о том, что без нее не справились бы там, что ее очень ждут здесь, что без нее многие дела были бы не сделаны. И, странное дело, чем больше дел она успевала переделать, тем больше их становилось. Абсолютно все дела казались ей важными и нужными, и не сделать их казалось совершенно невозможным. Они все росли и росли, пока не заняли все свободное пространство вокруг нашей девочки, и по сравнению с ними он опять была такой маленькой и беззащитной. Она уходила из дома рано утром, а приходила поздно вечером, день проходил стремительно, и казалось, сократился ровно наполовину. Ее дом приобрел одинокий и неухоженный вид, а за шкафом, в клубках давнишней пыли сидело ее мягкое, теплое Время и, вздыхая, ждало, когда наступит тот день, когда о нем вспомнят. И такой день наступил! Вернее, это был не день, а вечер.

Уставшая девочка пришла домой, скинула обувь и села на диван. Она почти уснула, когда нерешенные, запланированные дела и проблемы стали заглядывать ей в лицо, толкать в бок и беспокойными голосами говорить о том, что спать не нужно, что времени на это нет, иначе она ничего не успеет. Девочка открыла глаза, обвела взглядом пыльную комнату и горько-горько заплакала:

- Как я устала! Мне срочно нужно отдохнуть, куда же подевалось мое время? Ведь я же точно помню, что оно было всегда рядом. Всегда… , пока я не стала говорить, что его нет. Может быть, оно обиделось?

Она стала заглядывать во все углы и звать его.

- Время, миленькое, вернись ко мне, я больше никогда тебя не обижу, никогда не скажу, что тебя нет. Я буду тебя любить, беречь и нам опять будет также хорошо, как и прежде.

Тут время высунулось из-за пыльного шкафа:

- Я тут, теперь ты меня видишь?

- Вижу, - обрадовалась девочка, конечно, вижу, что теперь-то у меня точно хватит времени попить чаю, принять ванну, посмотреть фильм, почитать книжку, и еще…

- Остановись, перестань тарахтеть, говори медленно и спокойно, а то голова начинает гудеть как медный чайник и даже мне начинает казаться, что на все твои дела меня не хватит. Не планируй сразу много, не придумывай ненужного. Пока пойдем, попьем чайку, а там видно будет. Может тебе просто захочется спать, а может, захочется помолчать и подумать. Я тут, рядом с тобой, у тебя на все есть Время! Меня не надо подгонять, нужно просто жить в согласии с собой, со мной, с теми, кто тебя окружает, и наслаждаться каждой прожитой минутой, ведь из этих минут и состоит твоя жизнь.

Они пили чай с вареньем, болтали обо всем, рассматривали снежинки на окне, которые так и липли к стеклу в надежде, что у кого-нибудь все-таки хватит времени увидеть и оценить их неземную красоту.

Это сказка для взрослых с высокой степенью тревожности. Планируя огромное количество дел, и стараясь переделать все и сразу, тревожные люди, таким образом, стараются избавиться от внутреннего напряжения – им кажется, что они держат ситуацию и жизнь под контролем. Проблема в том, что это оказывается историей «белки в колесе» - дело не в количестве решенных или нерешенных проблем, а в самом человеке, точнее, в его внутреннем состоянии беспокойства. После прочтения сказки можно дать задание спланировать день так, чтобы три дела были выполнены непременно, два – не до конца, и одно – если только останется время и можно его только начать. Дать задание на дом пожить с такими планами неделю, а выходные не планировать ничего. В конце занятия можно выполнить задание по мышечной релаксации, которая тоже должна быть включена в домашние задания после того, как этот метод расслабления будет достаточно освоен вместе с психологом.