Вообще в своей работе я крайне редко никогда использую проективные тесты, но сама я их безумно люблю проходить. Но с некоторой оговоркой: ТАТ, цветовой тест Люшера, тест Роршарха или МАК - мне очень нравится, получаю невероятное удовольствие от прохождения. А вот те тесты, где требуется рисовать – терпеть не могу. Во-первых, я чертовски плохо рисую, а во-вторых, меня невероятно удручает то, что я не могу выразить на бумагу свою идею, что возникла в голове. А мои обычные «палка, палка, огуречик, получился человечек» обычно интерпретируются коллегами, как что-то негативное, например, сопротивление) Ну да ладно, речь не обо мне, а о методике, которая немного ослабляет мое напряжение перед рисованием, потому что выглядит незатейливо и имеет базу для рисования. Т.е. начало рисунка уже заложено в самом задании.
Эта методика является частью методик дополнения. Может использоваться как в индивидуальной терапии, так и для работы в группе. Метод нацелен на выявление потаенных установок, связанных с основными шестью важными сферами для человека скрытых в бессознательном у испытуемого. Авторство приписывают А. И. Лунькову, который разработал данную методику преобразовав ее из аналогичного любительского проективного теста.
Цель методики«Шесть незаконченных рисунков»: самопознание, изучение «образа Я». Важной является так же и сама беседа о значимых сторонах жизни человека. При обнаружении необычных рисунков или ассоциаций к рисункам, данный тест может иметь психодиагностический смысл. Все что нужно для выполнения лист 4А с напечатанными на нем фигурами, ручка или карандаш. Дается простая инструкция – дорисовать.
Первым ключом для организации ассоциаций по рисунку «Полукруг сверху» становятся значимые действия клиента в отношении близких людей. Какие символы он им приписывает, с какими образами связывает их - вот вопросы, которые возникают в этом контексте. Этот символ вызывает размышления о покрывающих, окружающих и нависающих мотивах в жизни.. Это «значимые другие для Вас».
Второй ключ, отображенный символом «Полукруг снизу», акцентирует внимание на том, кем человек является для значимых людей. Какими качествами, образами он себя описывает в контексте взаимоотношений с ними. Этот символ провоцирует обсуждение вмещающих, хранящихся содержаний и призывает к размышлениям о своей роли в отношениях с другими. Это «Вы для значимых других».
Третье - внутреннее детское Я человека представлено символом «Круг», который ассоциируется с солнцем, лицом, мячом и прочими элементами. Этот символ представляет целостность личности вне зависимости от отношений с другими людьми.
Четыре - символ «Ломаная линия» часто вызывает завершение рисунка в виде дома или горного пейзажа. Клиент ассоциирует этот символ с образами, ассоциациями и качествами, связанными с понятием «Дом».
Пятая фигура - «Косая линия» исключительно восходящего характера подталкивает к представлениям о «подъеме», «восхождении», движении вверх или вниз. Через этот символ человек связывает свои идеи о карьере с различными символами и качествами.
Шестая - цветы, звездное небо, глаз - это то, что часто видно вокруг "Точки". Важно понять, какие ассоциации вызывает у клиента представление о Любви.
После рисования проводится расспрос о смысле нарисованного, строится гипотеза, а потом вместе с клиентом проводится интерпретация, где клиент дополняет теорию психолога, соглашается или оспаривает догадки. Обычно в ходе теста можно выявить занятные мысли о себе из разряда «на подумать».
Забирайте мини курс для самостоятельного устранения страха и панических атак с помощью логотерапевтических методик ЗДЕСЬ
Автор: Надежда Сергеевна Гладилина
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru