Чтобы защититься от простуды, предки наши на Василия-капельника в дом несли ветки – еловые да можжевеловые.
В 2024 году 12 марта – второйднем Масленицы, который в народе называют «Заигрыш», когда молодежь веселилась, присматриваясь друг к другу на предмет поиска второй половинки.
Православная же церковь чтит в этот день память преподобного Василия Декаполита, которого в народе прозвали Василием-капельником.
Жил святой Василий на границе 7-8 веков, был монахом и христианским исповедником. Во времена гонителей на почитателей святых икон побывал в заключении за свою проповедническую деятельность, после освобождения еще не один десяток лет продолжал свои монашеские подвиги, наставляя людей на путь истинный и жизнь праведную.
На Руси про самого святого вспоминали не часто, история его жизни широко не известна и к нему в молитвах обращались совсем не многие, о чем говорит тот факт, что иконы с его изображением не пользовались популярностью и были далеко не во всех храмах и тем более церквях.
Скорее он был близок крестьянам именно в это время как некий отсыл к культу языческого бога Велеса, который был «скотьим богом» и был по-прежнему более понятным и близким сознанию простого обывателя, живущего в режиме аграрного цикла.
В связи с чем в это время в деревнях принято было лечить водянку у детей очень необычным способом. Сложно сказать, по какой причине называли в народе эту болезнь овечьей одышкой, но избавлять ребенка от этой болезни было принято именно с помощью этих животных, которые были практически в каждой крестьянской семье. И сделать это можно было только на Василия Капельника – скорее всего именно потому, что он в крестьянском сознании ассоциировался с тем самым «скотьим богом».
Делалось это так. Мать укутывала ребенка в овечий полушубок и клала под порог избы, куда отец семейства загонял овец, а потом выгонял их оттуда. И так несколько раз. Считалось, что овцы, перешагивающие через лежащего под порогом ребенка, уносят болезнь его с собой.
Лечили в этот день и «кумоху» - одну из двенадцати сестер-трясовиц, которыми представлялись в народном сознании особенно часто встречающиеся болезни. Так, кумохой или кумахой называли простуду во всех ее вариациях. По приметам, жила она в лесной чаще или на болоте, и там ее можно было легко подхватить в любое время. А вот по осени и весной она выходила оттуда к жилищам людей, и они ее часто «подхватывали». Считалось, что в марте она особенно склонна была «нападать» на тех, кто ложился спать днем. История умалчивает о причинах такого ее поведения, но предки наши старались в это время послеобеденный сон отменять, чтобы болезнь «не наспать». Да и работы становилось все больше – не до сна было.
Чтобы защититься от болезни на будущее на Василия-капельника было принято нести в избы ветки хвои – еловые, сосновые, пихтовые, можжевеловые. А также заваривали почки и иголки этих растений и пили в этот день вместо чая. Современные исследования подтверждают: ароматы и отвары этих растений убивают возбудителей болезни.
С утра же хозяйки готовили специальные калачи, тесто для которых замешивалось под непрерывное чтение «закличек весны» и призывания Солнца. Съесть такие калачи должен был каждый из домочадцев с утра пораньше на голодный желудок – считалось, что после этого человек точно будет здоров весь год.
Приметы дня на 12 марта:
- если в этот день идет дождь, то лето будет теплым;
- какой длины сосульки на Василия Капельника, такой длины вырастет лен;
- если сосульки длинные, то и весна будет затяжной;
- если грачи прилетели только 12 марта, то лето будет дождливым.