Крупнейшие производители кормов для животных добровольно снизят цены
Федеральная антимонопольная служба признала ООО «Марс» и ООО «Нестле Россия» коллективно доминирующими на российском рынке, говорится в сообщении ведомства. На фоне этого производители пообещали снизить цены.
«Марс» и «Нестле Россия» высказали готовность взять на себя добровольные обязательства по предоставлению торговым сетям-партнерам промо-скидки до 30% на определенный ассортимент кормов для кошек и собак. «Нестле Россия» также снизит цены на наиболее доступные для потребителей корма «Дарлинг».
Анализ состояния конкуренции на рынке кормов для кошек и собак был проведен после жалоб россиян на цены. В 2023 г. доля «Марс» и «Нестле Россия» составила 73,1% от общего объема кормов.
7 марта «Ведомости» писали, что в 2023 г. затраты россиян на домашних животных выросли по сравнению с 2022 г. на 20 млн в «Сберспасибо» и составили 480 млн бонусов. Тенденцию подтвердили и в федеральной ритейл-сети «Четыре лапы». Животных стали чаще вакцинировать, обрабатывать от паразитов и водить к ветеринару и грумеру на регулярной основе. Владельцы стали внимательнее подходить к покупке средств дополнительной гигиены и предметов комфорта для питомцев.
«Коммерсантъ»: Минтранс запросил еще 295 млрд рублей из ФНБ на выкуп иностранных самолетов
Минтранс предложил правительству выделить еще 295 млрд руб. из ФНБ на переоформление иностранных самолетов в российскую собственность. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к кабмину.
По данным издания, средства запрашиваются, в основном, для «Аэрофлота» для приобретения 90 самолетов. В 2023 г. «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и «Аврора» получили из ФНБ почти 297 млрд руб., что позволило выкупить 162 самолета – более трети из принадлежавшего иностранным лизингодателям парка. Деньги выделялись подведомственной Росавиации «НЛК-финанс» под 1,5% на 15 лет. «Аэрофлот» получил самолеты от НЛК в операционный лизинг, а частные авиакомпании – в финансовый (после истечения контракта воздушные суда перейдут в их собственность).
С декабря 2022 г. «Аэрофлот» переоформил с привлечением средств ФНБ 93 самолета. Весной 2022 г. группа компаний приобрела на собственные средства восемь Airbus А330, находившихся у него в финансовом лизинге. В 2023 г. авиапарк группы пополнил один Boeing 737-800 от приостановившей полеты Royal Flight, а также два самолета, принадлежащие ГТЛК. Всего в парке «Аэрофлота» 349 воздушных судна. Всего российские авиакомпании переоформили более 170 самолетов из примерно 400, принадлежавших иностранным лизингодателям.
1 марта стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») перенесла поставки новых российских самолетов МС-21 на 2025 г., а региональных Superjet 100 – на 2026 г. Перенос сроков объяснили «объективными ограничениями». В частности, необходимо создать полностью новые системы, а также провести испытания и запустить серийное производство в условиях дефицита времени, добавили в корпорации.
Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 г., российские авиакомпании должны получить 609 самолетов в сегменте магистральной и региональной авиации. В частности, в сентябре 2022 г. «Аэрофлот» и ОАК подписали соглашение о поставках 339 самолетов до 2030 г. – 210 МС-21, 89 Superjet 100 и 40 Ту-214. Спустя год «Аэрофлот» и «Ростех» подписали твердый контракт на поставку 18 самолетов МС-21 и 34 SJ-100. Новые лайнеры авиакомпания ожидала получить уже в 2024 г.
Российская сеть OBI подала встречный иск к бывшему немецкому владельцу
Российская сеть супермаркетов стройматериалов OBI (юрлица ООО «ОБИ франчайзинговый центр», ООО «Сделай своими руками» и ООО «Сделай своими руками Северо-Запад») 4 марта 2024 г. подала иск к немецкой OBI GmbH & Co. Deutschland KG в Арбитражный суд Москвы, обнаружили «Ведомости» в картотеке арбитражных дел. Это встречный иск – о признании незаконным досрочного расторжения лицензионного договора на товарные знаки OBI, obi и «ОБИ», который должен был действовать до 2029 г., сообщил «Ведомостям» представитель российской сети.
В марте 2023 г. OBI GmbH в одностороннем порядке расторгла это лицензионное соглашение, сообщил представитель российской сети. По его мнению, это было сделано незаконно. Также он добавил, что поэтому тогда компания направляла в головной офис OBI предложения о вступлении в переговоры. Российская компания не отказалась от использования товарных знаков.
Российская сеть OBI должна была провести ребрендинг еще в конце января 2023 г. – в течение полугода после продажи активов группе инвестиционно-строительных компаний МАХ (60% в ней принадлежало бизнесмену Йозефу Лиокумовичу, а 40% – Илье Колобкову), говорил ранее источник «Ведомостей», знакомый с условиями договора. Сделка была закрыта в конце июля 2022 г.
В ноябре 2023 г. и затем в январе 2024 г. OBI GmbH подавала иски в Арбитражный суд Московской области к своим бывшим структурам в России. Сначала компания потребовала прекратить от ответчиков использование на территории России товарных знаков «ОБИ», obi и OBI на вывесках и в доменном имени сайта. Подмосковный арбитраж принял обеспечительные меры, запретив российским структурам и регистратору доменных имен совершать до конца разбирательств любые действия в отношении домена obi.ru.
В том же ноябре представитель OBI GmbH сообщал «Ведомостям», что российская сеть проигнорировала требование прекратить незаконное использование товарных знаков. В январе 2024 г. OBI GmbH подала новый иск в суд и потребовала уже денежную компенсацию в 25 млн руб., говорится в карточке того дела.
Встречный иск от 4 марта 2024 г. показывает, что между сторонами разворачивается глобальный спор в отношении интеллектуальной собственности, говорит советник Seamless Legal Владислав Елтовский. Суд будет исследовать, какие положения лицензионного договора нарушили российские лицензиаты и почему OBI GmbH расторгла договор, отмечает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова. Если речь идет, например, о неисполнении обязательств лицензиата провести ребрендинг, суд будет оценивать, является ли это основанием для расторжения договора, что из себя представляет ребрендинг, предполагает ли он прекращение отношений с лицензиатом, поясняет она.
Перспективы суда в этом случае зависят от того, насколько четко в договоре сформулированы условия, связанные с ребрендингом, считают юристы. Не исключено, что в условиях лицензионного договора есть какие-то обстоятельства, позволяющие оспорить одностороннее расторжение, но такая вероятность невысока, отмечает генеральный директор «Онлайн Патент» Алина Акиншина.
В России начнут маркировать презервативы
В России хотят начать эксперимент по маркировке ряда новых медизделий, в их числе презервативы, а также шприцы, пробирки, медицинские маски, салфетки (включая одноразовые), аппараты искусственной вентиляции легких, инкубаторы для новорожденных и др. Об этом говорится в подготовленном Минпромторгом проекте постановления правительства, с которым ознакомились «Ведомости».
Положительный отзыв на документ уже дал Минздрав, говорится в письме замминистра Сергея Глаголева в Минпромторг («Ведомости» ознакомились с копией документа). Представитель Минздрава сообщил, что ведомство предварительно согласовало эксперимент по расширению перечня подлежащих маркировке медизделий.
В случае принятия постановления эксперимент начнется 1 сентября 2024 г. и будет длиться до 31 августа 2025 г. Оператором проекта выступит Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Участие в эксперименте будет бесплатным: все расходы ЦРПТ возьмет на себя, поэтому роста конечной стоимости этих медизделий не произойдет, пояснил представитель оператора. «Ведомости» направили запрос в Минпромторг.
Маркировка нужна потребителю для удостоверения в качестве продукции, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В свою очередь презервативы являются одним из самых популярных методов контрацепции, а продукция влияет на состояние здоровья человека, поясняет он. В 2023 г. в России, по данным DSM Group, только через аптеки купили 19 млн упаковок презервативов на 6,8 млрд руб.
С 1 октября 2023 г. обязательной маркировке уже подлежит ряд медизделий – обеззараживатели воздуха, слуховые аппараты, компьютерные томографы, кресла‑коляски.
Крупные производители презервативов Reckitt (бренд Durex) и «Бергус» (Torex) на запросы не ответили.
«Газпром» взыскивает более $900 млн с польских Europol Gaz и Orlen
«Газпром» намерен взыскать в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области $933,7 млн с польских компаний Europol Gaz и Orlen, а также консалтинговой компании Ernst and Young. Это следует из определения суда, размещенного в картотеке арбитражных дел.
«Газпром» подал соответствующий иск 4 марта. Суд исковое заявление принял, предварительное судебное заседание назначено на 10 апреля 2024 г.
В определении суда уточняется, что российская компания просит суд взыскать с ответчиков $710 млн и 886,4 млн злотых ($223,7 млн по текущему курсу ЦБ), то есть в общей сложности $933,7 млн. Суть иска в материалах суда не уточняется.
«Ведомости» направили запросы в «Газпром», Europol Gaz и Orlen.
Europol Gaz владеет польским участком газопровода Ямал – Европа, который проходит по территории четырех стран – России, Белоруссии, Польши и Германии. Управляет им оператор газотранспортной системы Польши – компания Gaz-System. Проектная мощность газопровода составляет 32,9 млрд куб. м в год, протяженность польского участка – 683 км. «Газпром» и польская нефтегазовая компания Orlen (после объединения с PGNiG) владеют по 48% Europol Gaz, еще 4% контролирует польская Gas-Trading.
В ноябре 2022 г. правительство Польши ввело внешнее управление в отношении доли «Газпрома» в Europol Gaz. В октябре 2023 г. Orlen заявила, что выкупит принадлежащую «Газпрому» долю в компании.
Поставки российского газа в Евросоюз (ЕС) по трубопроводу Ямал – Европа не ведутся с конца 2021 г. До мая 2020 г. действовал долгосрочный контракт на транзит топлива через территорию Польши. Но по инициативе польской стороны он не был продлен, и транзит стал осуществляться через механизм аукционов (при наличии заявок от европейских потребителей). Впоследствии из-за отсутствия заявок на фоне рекордно высоких спотовых цен на газ в ЕС газопровод начал работать в реверсном режиме – прокачка осуществлялась из Германии в Польшу. Из-за отказа польской PGNiG оплачивать поставки российского газа в рублях «Газпром» с 27 апреля 2022 г. прекратил поставки топлива в эту страну.
В конце апреля 2022 г. Польша внесла «Газпром» в санкционный список из-за СВО на Украине, заблокировав для него возможность осуществлять права по акциям и другим ценным бумагам Europol Gaz, а также получать от нее дивиденды. Россия в качестве контрсанкций ввела встречные ограничения против Europol Gaz, запретив платежи в адрес этой компании. В результата «Газпром» фактически лишился возможности использовать газопровод Ямал – Европа для экспортных поставок.
Вице-премьер, министр государственных активов Польши Яцек Сасин в мае 2023 г. заявлял, что Europol Gaz намерена взыскать с «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже задолженность за транспортировку газа, а также компенсацию за «упущенную прибыль» на общую сумму около 6 млрд злотых ($1,5 млрд по текущему курсу). Он пояснял, что задолженность на 850 млн злотых ($214,4 млн) образовалась еще в 2010 г., но не была истребована при условии сохранения транзита российского газа до 2045 г. Остальная сумма иска в размере более 5 млрд злотых ($1,3 млрд) приходится на «упущенную прибыль».