Найти тему

У Минтранса есть явный «авиалюбимчик», за которого он готов хлопотать

Из Фонда национального благосостояния хотят попросить почти столько же средств, как и в 2023 году

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Минтранс предложил Правительству предоставить еще ₽295 млрд из ФНБ в 2024 году на переоформление иностранных самолетов в российскую собственность. Запрашиваемая сумма была рассчитана преимущественно исходя из потребностей «Аэрофлота». Оценка стоимости сделок по самолетам частных авиакомпаний не запрашивалась, уточнил источник «Коммерсанта».

История вопроса:

В 2023 году из ФНБ было выделено почти ₽297 млрд на страховое урегулирование по 162 самолетам, новым собственником которых стала подведомственная Росавиации «НЛК-Финанс», после чего иностранные лизингодатели прекратили свои требования к российской стороне как по страховым полисам, так и по договорам лизинга. Средства из ФНБ выделялись НЛК под 1,5% на 15 лет. «Аэрофлот» получил самолеты от НЛК в операционный лизинг, а частные авиакомпании – в финансовый (после истечения контракта воздушные суда (ВС) перейдут в их собственность).

Группа «Аэрофлот» с декабря 2022 года переоформила с привлечением средств ФНБ 93 самолета. «Аэрофлот» также весной 2022 года на собственные средства приобрел еще восемь Airbus А330, находившихся у него в финансовом лизинге. Кроме того, в 2023 году парк группы пополнил один Boeing 737-800 от приостановившей полеты Royal Flight (источник финансирования не назывался), а также два самолета, принадлежащие ГТЛК.

Всего в парке группы «Аэрофлот» 349 ВС, включая 78 SSJ-100 авиакомпании «Россия». Из 271 иностранного воздушного судна из бермудского реестра, согласно презентации «Аэрофлота», выведено 185 самолетов. Всего 102 переоформленных в 2022-2023 годах самолета иностранных собственников и 83 самолета российских лизингодателей.

Таким образом, потенциально группа может «дебермудизировать» и переоформить на российского лизингодателя еще 86 иностранных воздушных судов.

Из прежнего транша ФНБ в размере ₽297 млрд на сделки «Аэрофлота» по самолетам и авиационным двигателям, по данным источников «Ъ», было направлено по меньшей мере ₽250 млрд. Перевозчик анонсировал, что также направил на эти сделки почти ₽15 млрд чистой прибыли «Победы». Кроме «Аэрофлота» в 2023 году софинансирование сделок из ФНБ удалось реализовать S7 Airlines (45 самолетов) и «Уральским авиалиниям» (19).

Сумма сделок S7 с учетом собственных средств (₽34 млрд из чистой прибыли за 2022 год) составила ₽45–50 млрд, из ФНБ было получено около ₽11–16 млрд. «Уральские авиалинии» направили ₽13,5 млрд своих средств, из ФНБ было получено ₽17–20 млрд. «Аврора» переоформила с привлечением средств ФНБ пять Airbus A319, «доплатив» за них почти ₽2 млрд чистой прибыли (еще три A319 «Авроры» принадлежат ГТЛК). Чартерная iFly не получила запрашиваемые суммы.

Всего с учетом самолетов, выкупленных из финансового лизинга, а также единичных сделок за счет собственных средств российские авиакомпании переоформили более 170 ВС из примерно 400, принадлежавших иностранным лизингодателям.

– В идеальной ситуации имеет смысл легализовать весь оставшийся парк, – полагает руководитель аналитического центра ГосНИИ гражданской авиации Федор Борисов.

Пока провозных емкостей российских авиакомпаний достаточно для удовлетворения спроса на зарубежных направлениях, но очевидно, что со временем парк будет сокращаться, говорит эксперт. Кроме того, выкуп снижает юридические риски и позволит «предотвратить претензии или аресты бортов в будущем в случае усугубления ситуации». Если решение о продолжении государственного финансирования сделок будет принято, целесообразно включить в них и парк частных перевозчиков для сохранения их международной сети полетов.

Если бюджетные возможности позволяют, софинансирование сделок – очень мощный инструмент поддержки авиатранспортной отрасли, отмечает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По данным «Аэрофлота», уже прошедшие сделки страхового урегулирования позволили группе сократить долю валютных лизинговых обязательств с более чем 90% до 60%. При этом самостоятельное, без поддержки государства, урегулирование вопросов с иностранными лизингодателями, по его мнению, для авиакомпаний «затруднительно и маловероятно».

Напомним, российские авиакомпании за 2023 год и первые месяцы 2024-го выкупили у иностранных лизингодателей 165 самолетов, сообщает «РБК». Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере ₽300 млрд исчерпан, подтвердил источник в кабмине. LR