Если 11 номер журнала «Подъем» за 2022 год был отдан на откуп молодым авторам, то в 12 номере солируют опытные мастера художественного слова. Соответственно, смещается и тематический акцент последнего за 2022 год выпуска литературно-художественного издания.
Молодежь больше интересуется злободневным и актуальным, старшее же поколение отдает предпочтение вечным темам: влияние красоты природы на душу человека (поэзия Михаила Каменецкого, Владимира Макаренкова, Евгения Семичева); присутствие Бога в человеке (рассказ Николая Коновского «Вразумление маловера»); совесть человеческая (рассказ Нины Тур «Рейс подешевле»); взаимоотношения человека и братьев наших меньших (рассказ Светланы Вьюгиной «Сказание о Персике, или Персик на «передержке»); отцы и дети (рассказы Натальи Моловцевой и стихотворения Бориса Лукина); творческий человек и судьба творческого наследия (повесть Анны и Константина Смородиных «Литературные поминки»). Не прошла мимо авторов, чьи тексты вошли в состав разбираемого нами выпуска журнала «Подъем», и патриотическая тема (ей посвящен цикл трагических стихов Бориса Лукина с говорящим названием «Отец солдата», а также лирическая подборка Радована Караджича, более известного нам в качестве первого президента Республики Сербской).
Там, где есть вечные темы, присутствуют и вечные образы. Так, перед нами предстает и маленький человек в современном его воплощении (главный герой рассказа Нины Тур), и вечно рефлексирующий, тяжелый для окружающих, но безумно талантливый провинциальный поэт из повести Анны и Константина Смородиных «Литературные поминки», и, конечно, скорбный образ отца погибшего солдата (лирический герой одноименного стихотворного цикла Бориса Лукина). Теперь же попробуем поподробней рассказать о прозаических и поэтических произведениях, составивших основу 12 номера журнала «Подъем» за 2022 год.
Рассказы Натальи Моловцевой – зарисовки из жизни обычных провинциальных людей, живущих своей рутинной (семейной или одинокой) жизнью, не задумывающихся о философских проблемах, мечтающих о личном счастье. Но и им жизнь часто подкидывает непростые ситуации. Так, деревенский талантливый плотник с оригинальным именем Ариан на экваторе своей жизни в первый раз задумывается о предназначении каждого человека и не знает, что ответить племяннику на вопрос, откуда появился его талант, Божий ли это промысел или плод плодотворной работы; женщина средних лет Надя впервые за долгое время обрела душевное спокойствие, выговорившись перед совсем незнакомым человеком, найдя в нем родную душу; фельдшер Кира обрела женское счастье с женатым мужчиной, но рискует потерять самое дорогое, что у нее есть – семью, теперь она стоит перед непростым выбором – остаться ли в семье или пойти по пути Анны Карениной. Казалось бы, рутинные жизненные истории, но написаны так правдоподобно, с таким вниманием к деталям, что герои вызывают читательское сочувствие. В общем, есть что-то в персонажах Моловцевой от шукшинских «чудиков»: они такие же наивные и простые, но одновременно харизматичные и настоящие.
О природе немало стихов сложено. Говорить о влиянии природы на душу человеческую стало, увы, в поэзии общим местом. Но ведь в поэзии то, КАК ты говоришь, часто куда важнее того, О ЧЕМ ты говоришь. Вот и стихи поэта Михаила Каменецкого, попавшие в последний за 2022 год выпуск журнала «Подъем», уникальны своей интонацией. Такое ощущение, что о русской природе пишет автор «Илиады» – так величественно они звучат, так сложен в них синтаксис, обогащенный инверсиями и огромным количеством причастных оборотов. Чтения это, как ни странно, не затрудняет. Напротив, авторская манера поэта Каменецкого кажется весьма оригинальной и должна заинтересовать самых взыскательных любителей современной русской поэзии.
Самым крупным художественным произведением в 12 номере журнала «Подъем» за 2022 год стала повесть, написанная творческим тандемом Анны и Константина Смородиных с говорящим названием «Литературные поминки». Главный герой произведения – провинциальный поэт Данил – типичная творческая личность. Он талантлив, но эгоцентричен, капризен, не чужд вредных привычек и подвержен депрессии – вечной спутнице творческих единиц. Все бы ничего, но от его характера страдает не столько он сам, сколько его спутница жизни Варя, посвятившая всю свою жизнь уходу за своим талантливым мужем, отказавшаяся от своих творческих амбиций и, главное, от мечты стать матерью (по сути, такие мужья сами в быту словно дети). Стоило ли оно того? И вообще, можно ли простить несносный характер гения, отравляющий жизнь окружающим, его способностью писать гениальные тексты? Вечный вопрос. Думается, авторы ответили на него в своей повести. Однако все ли читатели согласятся с ними? В любом случае, повесть однозначно стоит прочесть, а писателей можно поблагодарить не только за постановку серьезных вопросов, но и за весьма правдоподобное, балансирующее на грани булгаковского гротеска (вспомним писателей из «МАССОЛИТа») описание творческих личностей разного калибра. Те из читателей, кто вращаются в творческой среде, уверен, со мной согласятся.