Культовый французский режиссёр Люк Бессон в минувшем 2023 году триумфально вернулся в большой кинематограф с маленькой картиной “Догмен” (Dogman) – не путать с одноимённым фильмом 2018 года от Маттео Гарроне и одноимённым американским триллером 2012 года (который, кажется, и так никто не видел).
Фильм получил “Золотого льва” Международного Венецианского кинофестиваля и признание российских зрителей (за других не скажу – оценки, по традиции, в конце статьи). А ещё удивительно низкую критику от западных рецензентов.
Такой во многих смыслах любопытный камбэк и расколовший отзывы на “совершенно отвратительно” и “невероятно чувственно” фильм я просто не мог упустить из внимания.
О чём это
Синопсисы на разных порталах, что тоже примечательно, порой разнятся от просто глупых до сумбурных. Хорошо хоть на Кинопоиске вполне сносное описание:
Попавшегося полиции странного мужчину в инвалидной коляске (Калеб Лэндри Джонс), у которого в фургоне обнаружили стаю разнопородных собак, а в месте его проживания – несколько трупов, допрашивает психиатр-криминалист Эвелин (Джоджо Т. Гиббс). Тот охотно рассказывает о своём трудном детстве: как жестокий отец посадил его в клетку к псам, из-за чего у мальчика развилась с животными невероятная эмоциональная связь – теперь собаки в точности выполняют все его приказы.
Только вот это описание делает акцент на детали, которая в фильме окажется на втором плане, хотя всё время будет казаться, что она на первом. Но те, кто ещё не смотрел, меня наверняка не поймут, так что расскажу лучше о другом.
Маленькое кино о маленьком человеке
После громкого провала амбициозного “Валериана” (2017) и куда более скромного провала “Анны” (2019) Бессон на несколько лет решил отдохнуть от режиссуры. Ну, или ему просто нужно было время, чтобы вернуться к небольшим историям, с которых он когда-то начинал, и за которые в своё время полюбился массовому зрителю.
Именно таким и получился “Догмен”. Это явно малобюджетное кино, в котором ставка сделана на истории главного героя. На её фоне даже вскользь показанная предыстория психиатра, кажется, придумана просто для того, чтобы героиня Джоджо Т. Гиббс не казалась статистом (получилось не всегда удачно).
Вот уж где мастер популярного кино развернулся, так это в раскрытии образа Дугласа Монро. У Бессона главными героями часто становятся различные изгои-одиночки. Будь то одинокий ветеран Корбен Даллас из культового “Пятого элемента” (1997), нелюдимый киллер-аскет Леон из не менее культового “Леона” (1994) или мелкий мошенник Андре из любимого мною “Ангел-А” (2005). И Дуглас не просто встаёт с ними в один ряд, но вполне способен его возглавить.
Бессон-сценарист тонко чувствует зрителя, поэтому персонаж Лэндри Джонса не просто изгой, он изгой в квадрате, если не в кубе. Брошенный матерью, презираемый братом, ставший инвалидом по вине отца. При этом Дуглас, прожив бОльшую часть жизни с собаками, не потерял человечности.
Многие почему-то ещё называли героя кросдрессером. Да, он часто одевается в поп-певиц прошлого столетия, но ведь делает это исключительно для, скажем так, профессиональной деятельности (или прикрытия). Ему нравятся эти образы, но он не бывает в них просто из желания. Думаю, в том и заключается отличие кросдрессинга от сценического образа (что многие почему-то не заметили). В любом случае, эта черта только дополнительно подчёркивает “отличность” Дугласа от других людей.
Но даже так ему сложно не сопереживать и не сочувствовать. И в том немалая заслуга титульного актёра. Калеб Лэндри Джонс мелькнул в паре крупных и заметных проектов, но предпочтение отдавал небольшим авторским или независимым картинам. Именно такое кино принесло ему в 2021 году престижную “Золотую пальмовую ветвь” Международного Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль в драматическом триллере “Нитрам”.
Классический Люк Бессон
Возвращаясь к фильму, нельзя не подытожить, что “Догмен” – это классический Бессон. Внешний минимализм компенсирует внутренняя глубина главного героя. Трагическое, комическое и ужасное сменяют раз за разом друг друга. А постановка втягивает зрителя в историю Дугласа практически с первых минут.
Не верьте громким заявлениям профессиональных обозревателей. Это не “эксцентрический грайндхаус про психопата-паралитика” и точно не про то, что “ничего хуже нам уже не покажут”. Бессон-режиссёр слишком часто снимает картины для простых зрителей. “Догмен” как раз такой случай. И чтобы понять, Ваше это кино или нет, его нужно посмотреть, желательно избежав предвзятых мнений.
Увы, но моё мнение из предвзятых – мне “Догмен” очень понравился. Я не увидел в нём и половины того разного “ужасного”, о чём писали в сети. Но Хорошее Кино у каждого своё.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
- Кинопоиск: 7.8 (368,2 тыс. оценок)
- IMDb: 6.7 (7,3 тыс. оценок)
- Роттен Томатос, зрители: - (недостаточно оценок для формирования рейтинга)
- Роттен Томатос, критики: 32 % (26 рецензий)
- Метакритик: 37 из 100 (11 рецензий)
- Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 50 % (4 оценок)