Найти тему
Чтение с карандашом

Дюна 2, когда продолжение не соответствует началу

На канале уже есть несколько статей о "Дюне", как о фильме, так и о книге. Если вы прочитаете их, то поймете, что мне очень понравился первый фильм и у меня неоднозначное отношение к книге-первоисточнику. Я с осторожностью ожидала второй фильм, надеясь на сохранение и продолжение того, что было начато в первой части. После просмотра второй части вынуждена признать, что мои надежды не оправдались. Хочу поделиться своими впечатлениями, сравнивая увиденное с книгой и первым фильмом.

Первый фильм был ни чем иным, как становлением Мессии. Он был красивым, последовательным, на фоне бескрайних песков. В первом фильме не было ни одной затянутой сцены, непонятного диалога или еще чего-то лишнего. Неуверенность, сомнения и подчеркнутая молодость Пола играли на руку картине. Герой получался, возможно, и не столь подготовленным в своей роли, как в книге, но живым и идущим к Судьбе.

Свершившийся в финале поединок подводил под его сомнениями и ритуальную, и смысловую черту, где дальше на месте мальчика должен был родиться мужчина. Уже не испытывающий сомнений, а идущий вперёд.

Увидеть именно эту линию загубленной во втором фильме оказалось горько, особенно учитывая обилие хороших сцен, настраивающих на нужную волну! Например, становление Пола Квизац Хадерах и сцена его обращения к вождям захватывают.

Перед нами действительно начало священной войны. Пророк, поднимающий армию. В эту же копилку идут сцены, где леди Джессика готовит почву для прихода сына. Они красивы, сильны, понятны и не требуют комментариев. Перед нами люди, вершащие историю и знающие, что и зачем они делают. Как и всё следующее после, а также рассказанное с других ракурсов.

Если бы не половина фильма болтовни ни о чем... С сильными-независимыми, метаниями Пола в духе "не хочу править", "борьбе за народ" и прочей сомнительной программой...

Слов, способных описать мое раздражение и разочарование, не хватает. А еще спешка, где на всё про всё ушло меньше года.

Почему нельзя было взять каноничные несколько лет и вписать в них знакомство Пола с бытом фрименов, завоевание авторитета, боевые операции? Тем более они есть и хорошо сделаны! На этом фоне сделанный на боевых качествах Чани акцент тоже смотрелся бы выигрышней, как и ее нежелание видеть Пола Мессией, а впоследствии и императором. Убрать, а лучше заменить их, и у меня вопросов бы не было.

Да, это не была бы "Дюна" Фрэнка Герберта, но и первый фильм был авторским пересмотром исходного текста. Это была экранизация, рассказывающая больше о пришествии Мессии, чем о планах внутри планов и интригах Великих домов. Миф о сыне Великой матери. Как жаль, что эта идея подпорчена ненужной пошлостью пустых разговоров. Тем более что все остальные недостатки картины вторичны, а дополнительные достоинства имеют место быть.