Pan.Thy.Monium- это наисекретнейший сайд-проект скандинавского вундеркинда Dan Swanö. Основной его движущей силой был старший брат Дэг - именно он собрал коллектив и вместе с Дэном писал музыку.
Все участники группы скрываются под псевдонимами, и состав с расшифровкой законспирированных личностей выглядит следующим образом: Derelict aka Robert Karlsson (Darkified, Facebreaker, Incapacity, Solar Dawn) - вокал; Day DiSyraah aka Dan Swano (Edge Of Sanity, Nightingale, Godsend, Unicorn и др.) - бас, клавишные; Mourning aka Robert Ivarsson (Ashes, Incapacity, Ophthalamia, Wounded Knee) - ритм-гитара; Winter aka Benny Larsson (Opthalamia, Godsend, Edge Of Sanity и др.) - барабаны; Aag aka Dag Swano (Nightingale) - соло-гитара, орган, саксофон.
Группа очень необычная и оригинальная. Этакий экспериментальный дэт с элементами джаза, рока и психоделики чистой воды.
«Dawn Of Dreams» («Рассвет грез», 1992) стоит особняком от дэтового экстрима начала 90-ых, но исполнен довольно технично, без излишних выкрутасов, имеющих свойство быстро приедаться. Релиз подкупает честной, невычурной экспериментальностью и толковым отношению к делу. Присутствует клавишная работа, различные синтезаторные эффекты и саксофон.
Темп – средний, скорость порой падает до думовой – музыканты решили не гоняться за сверхзвуковым барьером, подобно своим однополчанам. Звук – компактный, сжатый и глуховатый. Вокальное исполнение – рык, в паре мест разбавленный хриплыми криками. Немаловажная фишка диска – дорожки не имеют названий в общепринятом смысле этого слова, а просто пронумерованы (01, 02, 03…). Неплохая идейка – борьба с условностями нетрадиционными средствами.
Если же разобрать музыку на составные части, то можно обнаружить все основные металлические стили современной сцены: death, doom, gothic, thrash, rock, jazz, grindcore, ambient и, конечно, avantgarde. Все они гармонично сочетаются друг с другом и оставляют самые приятные впечатления.
Второй диск, «Khaoos» («Хаосс», 1993), вышел год спустя. И первое, что приходит в голову во время прослушивания: это какой-то неудобоваримый сумбур. Но по мере вслушивания начинаешь понимать, что это своеобразная ода эклектике, воспевающая несовместимые, на первый взгляд, понятия.
Музыка абсолютно разнообразна и хаотична: тут и саксофонные душераздирающие трели, и жесткий гитарный рев, и синтезаторно-органное безумие, и отбойный молоток в виде ударных. Ломаный ритм. Лирика фактически отсутствует - до сих пор не уловил ни одного членораздельно пропетого слова, только глухое рычание. Куски между собой странным образом связываются, и получается Hечто, гм. Для любителей нестандартных подходов и экспериментов.
В 1996 году вышел "Khaooohs And Kon-Fus-Ion" - последний альбом проекта. На нем 4 трека продолжительностью около 35 минут; последний просто минута молчания.
Это еще более авангардная смесь всевозможных сортов метала, рока, кусочков джаза и т.д, чем предыдущие работы. Много баса, вокал - глубокий гроул, музыка склеена из кусков, словно Франкенштейн…
Мрачные клавишные пассажи, смелое добавление элементов джаза, progressive metal. Совершенно безумные саксофонные партии. Музыка абсолютно разнообразна и хаотична: тут и саксофонные душераздирающие трели, и жесткий гитарный рев, и синтезаторно-органное безумие, и отбойный молоток в виде ударных.
Вместе с тем, проскакивают необычайно мелодичные проигрыши, которые быстро забываются под шквалом жестких проходов. Последний трек - просто минута молчания, а третий - 6-минутная эмбиентная композиция.
После выхода альбома группа распалась.