История создания первого автомобиля начинается с изобретения первых механизмов и машин, предшествующих появлению современного автомобиля — колёсного транспортного средства, созданного для перевозки человека по дорогам без применения мускульной силы людей или животных. Появление первых машин приводимых в движение двигателями внутреннего сгорания на основе газообразного топлива привело к появлению повсеместно используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания. Машины работающие на электричестве, достигшие в своё время пика развития в начале XX века, почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда снова возникла заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте. По существу, раннюю историю автомобиля можно разделить на этапы, различающиеся преобладающим способом самоходного движения. Поздние этапы определялись тенденциями в размере и стилистике внешнего вида, а также предпочтениями в целевом использовании.
Хронология изобритений и событий
Первое изобретения
Древнейшее изобретение самодвижущий повозкой с использованием зубчатого колеса относится к средневековью и принадлежит Леонардо да Винчи.
В 1672 году Фердинант Вебрист придумал первую миниатюрную модель самодвижущейся повозки с использованием парового котла. Это изобретение было создано как игрушка для китайского императора и не было предназначено для перевозки водителя или пассажира, но, вероятно, оно является первой самодвижущейся паровой машины. В 1690 году Денис Папен создал первый паровой двигатель, который сначала использовали для откачки воды.
Считается, что паросиловые самоходные машины были разработаны в конце 18 века, когда в 1770 году Николя-Хозефе Кюньо продемонстрировал свой экспериментальный тягач артиллерийских орудий с паровым приводом, который являлся первым полноразмерным транспортным средством на паровом ходу. Однако конструкция Кюньо оказалась весьма непрактичной.
К 1784 году Уильям Мердоксоздал прототип дорожного локомотива — парового трактора
В 1805 году Оливер Эванс заключил контракт с властями города Филадельфия на создание шаланды для дноуглубительных работ на верфи. Для этого он построил деревянную конструкцию, снабдив её гребным колесом с паровым двигателем и поставив своё изобретение на четыре колеса, что бы доставить её к реке. Эванс дал своему изобретению название «Оруктер Амфибилос» (Orukter Amphibolos), по своему предназначению она являлась первой специализированной лодкой-амфибией.
Паровые автомобили
В 1803 году Ричард Тревитик проехал на сконструированной им полноразмерной паровой карте с пассажирами по улице Лондона. Среди других интересных работ — паровая машина на жидком топливе, собранная в 1815 году профессором Пражского Политехникума Йозефом Божеком
В 1825—32 годах англичанин Г. Генри сконструировал и построил несколько паровых повозок, которые развивали скорость до 20 миль/ч (32 км/ч). Англичанин Уолтер Хенкок в 1824—1840 годах создал и эксплуатировал серию паровых омнибусов, которые за это время перевезли около 12 тыс. человек. Омнибусы на паровом ходу курсировали со средней скоростью 20—24 км/час, максимальная скорость омнибуса достигала 32 км/час. Такие машины какое-то время были в моде и на протяжении следующих десятилетий были разработаны такие новшества как ручной тормоз, многоступенчатая трансмисия и улучшенное рулевое управление. Некоторые были коммерчески успешны в обеспечении общественного транспорта, пока общественное сопротивление против этих слишком быстрых машин не повлекло принятие в 1865 году «Закон о локомотивах», требующего, чтобы на общнственвеных дорогах Великобритании перед самоходными машинами шёл человек, размахивающий красным флагом и дующий в сигнальную дудку. Это решительно подавило развитие дорожного автотранспорта практически на всю оставшуюся часть 19 века. В итоге усилия инженеров и изобретателей были брошены на развитие железнодорожных локомотивов. Закон не отменялся вплоть до 1896 года, хотя необходимость в красном флаге была устранена в 1878 году.
Американский изобретатель Сильвестр Ропер построил свой паровой экипаж в 1863 году, а в 1868 году изобрёл «паровой мотоцикл», присоединив компактный паровой двигатель к велосипеду. В 1878—1924 годах братья Френсис и Фрилан Стэнли стали известными производителями паровых автомобилей, основав компанию «Стэнли Мотор» (Stanley Motor). В 1906 году на автомобиле «Стэнли Стимер» был установлен мировой рекорд скорости на паровом автомобиле в 127 миль/час (204 км/ч).
Француз А. Боле в 1878 году изготовил паровую повозку «Ля Манселль», которая рассматривается некоторыми исследователями как первый серийный автомобиль — было изготовлено 50 экземпляров, которые имели задний привод и независимые подвески для всех четырёх колёс. В 1880-х годах созданием паровых автомобилей занимается Леон Сеполле, начавший свою деятельность с парового трицикла. С 1883 года выпускаются паровые автомобили фирмы «Де Дион-Бутон».
Вeршинoй эвoлюции пaрoвых aвтoмoбилeй стaли мaшины американского конструктора Aбнeрa Дoбля, основателя компании « Doble», выпускавшей автомобили в 1914−1931 гг. Дoбль прaктичeски yстрaнил все oснoвныe нeдoстaтки, присyщиe мaшинaм с пaрoвым двигaтeлeм. Вмeстo кoтлa вoдa нaгрeвaлaсь прoхoдя чeрeз мнoжeствo длинных трyбoк, a в кaчeствe тoпливa испoльзoвaлся кeрoсин. Этo пoзвoлялo зaпyстить двигaтeль спyстя 23 сeкyнды, дaжe зимoй. Мaксимaльнaя скoрoсть достигала 160 км/ч, зaпaс хoдa нa oднoй зaпрaвкe 2400 км.
Хотя (паромобили) — автомобили, использующие паровой двигатель (тепловой двигатель внешнего сгорания) вместо стандартного в наше время двигателя внутреннего сгорания (ДВС), существовали сравнительно долгое время, большого распространения они не получили, и несмотря на усовершенствование двигателя в конце ХIХ — начале XX веков, были вытеснены автомобилями с ДВС.