Первый календарь Римской империи вошел в обиход около 750 г. до н.э. Его назвали «календарем Ромула» в честь основателя Рима. Порядок времени, установленный этим календарем, составлял десять месяцев - 304 дня, начиная свой цикл с месяца Марсия (в честь бога войны).
За этим последовал месяц открытия апрель (апрель), месяц роста майус (май) и месяц цветения юниус (июнь). Затем следовали месяцы по порядку, с пятого по десятый, где они совпадали по названию и по положению, которое они занимали в календаре: квинтилис (июль), секстилис (август), сентембрис (сентябрь), октобрис (октябрь), novembris (ноябрь) и Decembris (декабрь).
Несколько лет спустя, около 700 г. до н.э., возникла необходимость обновить способ измерения времени римлянами. Наблюдая за поведением дней и времен года, римские ученые посоветовали второму царю Рима Нуме Помпилиусу Цензорию добавить к календарю Ромула 51 день, в результате чего в году стало 355 дней.
На этом этапе возникла необходимость включить еще два месяца: Януарий в честь бога Януса и фебруарий - februum («очищение») это название праздника Фебруа, который праздновался в этот период.
Таким образом, календарь Нумы выглядел следующим образом: Мартий (31 день), Априлис (29 дней), Майус (31 день), Юний (29 дней), Квинтилис (31 день), Секстилис (29 дней), Септембрис (29 дней), Октобрис (31 день), Новембрис (29 дней), Декабрий (29 дней), Януарий (29 дней) и Февраль (28 дней). Итак, как видно, в календаре Нумы год начинался с весеннего равноденствия, которое приходится на этот месяц.
Перемены были необходимы
Хотя это обновление было шагом в правильном направлении, этого было недостаточно. Несоответствие все равно было. Расхождение, которое мудрецы оценили в 11 с половиной дней по отношению к солнечному году.
Чтобы решить эту проблему, в календарь был добавлен дополнительный месяц под названием Интеркаларис, который имел 22 и 23 дня и добавлялся каждые два года (22 во второй год и 23 в четвертый год).
Это была очень сложная система, приводившая к большой путанице среди понтификов, которым было поручено корректировать эти различия между календарем и временами года. И зачастую при осуществлении этой деятельности, изначально имевшей духовно-мистическую цель, они делали это произвольно или, того хуже, в соответствии с экономическими или политическими интересами.
Сроки сбора урожая не зависели от фаз луны, а определялись политическими соображениями. Например, если бы государственное должностное лицо захотело немного продлить свой срок, он мог купить волю понтификов, и они бы отложили выборы, изменив календарь, несмотря на ужасные последствия, которые могли случиться.
Ситуация стала настолько коррумпированной, что в какой-то момент понтифики зашли так далеко, что стали называть зиму осенью. Это означало, что тысячи крестьян тратили свои семена впустую, сажая их в неподходящее время года. Очевидно, что нужно было что-то менять.
В это время пришёл к власти Юлий Цезарь, зная, что он неосведомлён в этих вопросах, посоветовался с Сосигеном Александрийским, «Перипатетиком»; он постулировал, что год — в действительности — длился 356 дней и 6 часов (совершенно замечательная точность для того времени).
Прислушавшись к нему, Юлий Цезарь ввел новый календарь, названный в его честь и применявшийся до XVI века, когда папа Григорий XIII ввел нынешний григорианский календарь, исправивший некоторые пробелы в юлианском календаре.
30 февраля 1972 г.
Среди обновлений григорианского календаря — включение високосных лет для синхронизации 365-дневного календарного года с примерно 365,25-дневным солнечным годом, что составляет 365 дней и шесть часов. Это термин, происходящий от фразы «Bis sextus dies ante Calendas Martii», что означает повторение шестого дня перед мартовскими календами. Другими словами, 24 февраля было засчитано дважды. В григорианском календаре этот дополнительный день помещался в конце месяца, соответствующем 29 февраля.
Как уже говорилось выше, юлианский календарь несколько неверно истолковал продолжительность поступательного движения Земли. Из-за этой ошибки старый юлианский календарь считал год равным 365,25 дней, хотя на самом деле он составлял 365,2425 дней, что является незначительной разницей. Но, конечно, год за годом разрыв накапливался, пока не возникла неточность, из-за которой календарь сдвинулся на 10 дней.
Когда стало ясно, что порядок, установленный юлианским календарем, неточен, было решено, что после четверга, 4 октября 1582 г., порядок будет изменен на пятницу, 15 октября 1582 г. Таким образом, при переходе с юлианского календаря на юлианский календарь по григорианскому календарю, из календаря исчезли 10 дней.
Многие страны не хотели признавать власть Папы и на реализацию идеи ушло несколько лет. Например, в случае со Швецией (в которую также входила территория нынешней Финляндии) проблема заключалась не столько в принятии нового календаря, сколько в том, что это изменение было произведено столь внезапно. Они не хотели, чтобы 10 дней внезапно исчезли. Поэтому они решили пропускать високосные дни в течение 40 лет, пока не присоединятся к остальному миру.
Это было не очень хорошее решение. Поначалу людям было легко подчиниться переменам. Но вскоре император Карл XII понял, что в 1700 году, который был високосным, шведские власти просто забыли внести это изменение. У них были дела поважнее. В конце концов, в то время они были в центре нескольких конфликтов со своими северными соседями. Чтобы исправить это, он приказал добавить дополнительный день к 29 февраля 1712 года, который также был високосным годом, таким образом образовав первый день в истории — 30 февраля.