Я уже писал о любви мальчишек к оружию. Любому. Мы готовы возиться целыми днями, чтобы изготовить нечто стреляющее, колющее или режущее. А так же плющащее и сбивающее с ног. На генном уровне в каждом мальчишке живёт тяга к предметам, которые облегчают, убыстряют, помогают в охоте, обороне жилища или обеспечении добычи. Сравнение лезвия ножа с прекрасной женской ножкой - это не вывих разума, а нормальное мужское суждение.
На каникулы меня с сестрой отправляли к бабушке и дедушке. Погостить. Старики жили в старом казачьем селе, редуте Починном. Название постепенно трансформировалось и звучало теперь, как - Починовка. Находки, напоминающие о казачьем прошлом отделения номер два целинного совхоза попадались часто. Копали с мальчишками пещеру в горе из глины и нашли странные ворота с изображёнными на них фигурами. Пристроили их на ,,пещеру", получился ,,штаб". Но кто-то, из приехавших из города взрослых, увидел нашу находку и обменял её на простую деревянную калитку и кулёк леденцов. И увёз с собой. Потом, повзрослев, я видел этот ,,складень" среди экспонатов областного музея. Пару раз находили кресты, покрытые эмалью и с петелькой сверху. И всё никак не могли понять - ведь Большая Война не доходила сюда. Так откуда кресты? (Почему-то кресты в нашем сознании были связаны исключительно с немцами). Или в чугунном столбике, вкопанном в землю, кто-то опознал пушку времён Пугачёва. И дед Григорий Никитич никак не хотел меняться на столбик из дерева и даже на трубу. Отдал пушку только тогда, когда притащили очень толстостенный обрезок трубы и ,,поллитру казённой", которую купили вскладчину с помощью чьего-то старшего брата. Пушка была тяжеленная, а канал ствола забит спрессовавшейся землёй. Утащили её на двух тележках. Но, пока искали способ высверлить землю из ствола, пушка куда-то исчезла. Подозреваю, что взрослые, поопасавшись начала полевых испытаний, избавились потихоньку от орудия. А о штыках к винтовке Мосина и говорить не приходится. Они запросто торчали из ,,козел" для распиловки брёвен на дрова.
Иногда попадались находки более ,,ценные" с точки зрения мальчишек. Например: казачья шашка, тщательно смазанная и завёрнутая, вместе с ножнами, в кусок задубевшей кожи, найденная в старом, заброшенном овине. Или несколько серебряных часов-луковиц, что обнаружили в нише фундамента на месте давно сгоревшего дома. Так что гостил я у деда с бабушкой с удовольствием. Тем более, там жили куча двоюродных братьев и сестёр и просто знакомые по школе мальчишки. В отделении школа была начальной, а после окончания четвёртого класса ученики жили в интернате на центральной усадьбе и учились в средней школе, что находилась там. То есть - вместе с нами.
Однажды и мне повезло. Каждую осень мы, всей компанией копали у деда картошку. Огород был огромен! За двести с лишним лет существования села, земля на участках, куда ежегодно сваливали навоз от многочисленных коров и лошадей, стала как пух и коричневого цвета. Поэтому, сажая картошку, ещё использовали лопаты, а когда копали - просто дёргали за ботву и проверяли ямку деревянными ,,копалками" на предмет оставшихся клубней. Копали взрослые и старшие дети, а нашей обязанностью было - собирать крупные и средние картофелины в вёдра и ссыпать их по деревянному жёлобу, обитому жестью, прямо в подпол. С картофельной мелочью управлялись самые мелкие из детей. Я собирал клубни за папой и вдруг, повернувшись ко мне он сказал: ,,Санька, смотри!"- и показал зажатый в кулаке куст, под которым висели картофелины и ещё что-то. При ближайшем рассмотрении этим чем-то оказался ржавый револьверчик.
Росток пророс сквозь спусковую скобу, а с той стороны вырос клубень, благодаря которому и удалось поднять эту штуку из земли. Папа отдал находку мне и я не удержался от восторженного восклицания. На мой вопль тотчас слетелись братцы различной степени ,,юродности". Револьверчик крутили, вертели, смотрели и нюхали и завистливо высказывали мнение, что эта ,,ржавчина" уже ни на что не годится. Но я - то уже знал, что буду с ним делать! Взрослые окриками разогнали эту толпу завистников и я ,сунув свою ,,драгоценность" в карман, продолжил труд по извлечению из земли продуктов питания.
По приезде домой я подверг находку различным процедурам. Револьверчик был выдержан в солярке, а, когда она не оказала должного воздействия, в добытом с большим трудом керосине. Ржавчина была удалена скрупулёзно изо всех мест. Боёк, утративший достаточную длину, был нарощен с помощью газосварки. Накладки на рукоятку, истлевшие в земле, были выполнены из буковой дощечки и привёрнуты на место. При нажатии на спусковой крючок, револьверчик бодро щёлкал, барабанчик проворачивался, а душа замирала в предвкушении. И наконец, путём многоступенчатого обмена, был раздобыт патрон нужного калибра. К сожалению - единственный.
И вот настал день моего триумфа! Была нарисована мишень на фанерке, приглашены зрители - трое моих друзей, компания переместилась в кустарник за базами и я, прицелившись, нажал на спусковой крючок... Ничего, кроме привычного уже металлического щелчка, не произошло. Торопливо прощёлкав четыре раза, я вновь поднял руку на уровень глаз... Тот же результат. Опять прогнал барабан до патрона и тот же результат. И так несколько раз ещё. Зрители разочарованно зашевелились и стали высказывать свои мысли по поводу моего фиаско. Палец устал нажимать на спуск. ,,Сокровище" было передано в дружеские руки. Ребята по очереди тоже попытались поразить мишень. Выстрела так и не последовало, хотя на капсюле уже образовалась приличная вмятина. Не прекращая попыток выстрелить, компания разочарованно подалась домой, бросив мишень на месте несостоявшегося триумфа. По пути пришли к выводу, что виноват патрон. Либо капсюль, либо порох - отсырели, решили мы. Дальнейшие события показали, насколько мы ошибались.
Придя домой, бросил виновника моего позора на тумбочку и сел готовить уроки, заданные на дом. Потом мама позвала ужинать. Сидя в кухне за столом, слышал, как она шуршит какими-то бумагами, а потом спросила: ,,Что это такое у тебя?"(До этого всю возню с револьвером удавалось держать втайне от неё). И тут же раздался грохот выстрела! Опрокинув табуретку, я ломанулся в комнату. Пахло пороховым дымом. Мама стояла бледная, револьверчик валялся на полу. На побелённой стене оголённым кирпичом красовался след от рикошета, пуля застряла в другой, перпендикулярной этой, стенке. И тут мне в голову пришла подслушанная где-то мысль: ,,Если на стене в первом акте висит ружьё, то оно к концу спектакля обязательно должно выстрелить!" И ещё одна, более глубокомысленная: ,,Весь мир - театр! ". Согласитесь, мысли глубокие для двенадцатилетнего охламона! А потом вся философия вылетела из моей мудрой головы от пары крепких оплеух от испуганной матери, не склонной к философии. И я не обиделся. Во-первых : ведь мой револьвер всё-таки выстрелил. И никто при этом не пострадал. Во-вторых - сам виноват! Мог бы бросить оружие в ящик тумбочки и мама его бы не нашла. Но тогда бы не узнал, что револьвер, всё-таки, стреляет. И не беда, что больше я его не видел. Всё равно - патрон был только один.