Найти тему
My Side

Рубрика "Влиятельные клавишники в истории рок-музыки" (1 часть)

Клавишные инструменты – не самый популярный инструмент в контексте рока. Скорее у большинства людей рок в первую очередь ассоциируется с гитарами, издающими душещипательные соло или же цепкие риффы. Действительно, во времена, когда рок только начинал формироваться, традиционная музыкальная группа состояла из следующих элементов: вокал, гитара, бас-гитара и барабаны. Из этих элементов состояли все классические команды тех лет: The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Who. Но были тогда и такие группы, у которых одним из ведущих инструментов были именно клавишные, как у американского коллектива The Doors. С зарождением прог- и арт-рока наличие клавишника/пианиста стало важным пунктом у любой нормальной группы. Постараюсь составить список всех ярких клавишников, когда-либо игравших в рок-группах. Это моя новая рубрика и в дальнейшем я буду периодически выпускать подобные списки - постараюсь не упустить ничего важного.

Алан Прайс, The Animals

Группа The Animals во главе с вокалистом Эриком Бердоном возникла в Англии в самом конце 50 - начале 60-х гг. Эта группа была одним из коллективов «британского вторжения». Ребята были под большим влиянием блюза и фолка. Как сказал сам Бердон в документальном фильме «7 поколений рок-н-ролла»: «Мы просто опустили руку в мусорную корзину истории и достали из нее целую культуру». Имел ввиду он, конечно, блюз. Группа вошла в анналы истории рядом песен, самой известной из которых является, конечно, The House Of The Rising Sun. Это сингл 1964 года, сделавший эту группу чрезвычайно популярной. Надо сказать, что ребята исполняли блюзовые и фолк-стандарты. Эта песня была написана еще лет за 30 до них, но группа по-настоящему присвоила эту песню себе, сделав ее самобытной и яркой. И дело тут не только в мощном голосе Эрика Бердона, который всегда придерживался традиций корневой «черной» музыки. Дело еще в партии электрооргана Алана Прайса. Его органная партия является важной частью этой песни – эта клавишная аранжировка, сделанная со вкусом, бросается в глаза, делая эту песню нетленкой.

Конечно, не только данная песня демонстрирует талант Прайса. У группы на протяжении 60-х гг. был ряд ярких песен, в которых клавишные Прайса выделяются на общем фоне. Сам Прайс также был автором саундтреков – скажем, он написал саундтрек к фильму «О, счастливчик» с Мальколомом Макдауэллом в главной роли (1973).

Рэй Манзарек, The Doors

-2

Выглядивший как интеллектуал и выпускник престижного учебного заведения, Рэй Манзарек в конечном счете связал свою жизнь с рок-музыкой, найдя свое пристанище в культовом американском коллективе The Doors. Одни из ярких представителей психоделии 60-х гг., группа демонстрировала слушателям свои гипнотические музыкальные номера, словно длинный караван идущие по новой открывшейся дорожке под названием «психоделия». Пускай многие знают в первую очередь вокалиста и поэта группы Джима Моррисона, занимающегося на сцене своего рода самотерапией и трансгрессивным воздействием на зрителей, но без клавишника группы Рэя Манзарека эффект от их музыки был бы не таким сильным. Именно его пиликающий электроорган в песне Light My Fire, льющийся словно ручей, уносит за собой голос Моррисона и вообще всех слушателей. И, по моему мнению, клавишная партия Манзарека затмевает гитару Роберта Кригера. Или же вспомним Riders On The Storm, где дрожащая клавишная партия звучит как спасительный огонь средь темных туч. Манзарек прославился тем, что одновременно играл на электрооргане Vox Continental и на басовом электропианино Fender Rhodes Piano, практически заменяя для группы бас-гитариста. Хотя, конечно, на записях в студии без бас-гитаристов все же не обходилось. После смерти вокалиста Моррисона Рэй стал лидером группы, которая в семидесятые выпустит такие альбомы, как Other Voices (1971) и Full Circle (1972). Также Манзарек занимался сольной карьерой и продюсированием.

Говоря о The Doors, стоит сказать, что группа была влиятельной и нетипичной для своего времени, именно поэтому она и сегодня имеет статус безоговорочно культовой команды.

Ричард Райт, Pink Floyd

-3

Ричард Райт является бриллиантом группы. На фоне грубого политического пафоса Роджера Уотерса, клавишные партии Райта выделялись своей утонченностью, создавали для произведений великой группы некий романтический флер. Вспомним полет в небо в инструментально-вокальном номере группы под названием The Great Gig In the Sky, или композицию Echoes, большой вклад в которую он внес. Или же тревожные синтезаторы в песне Welcome to the Mashine с альбома Wish You Were Here, на этот раз наоборот подчеркивающие тематику песни про обезличивание артистов в мире шоу-бизнеса или превращение человека в марионетку под воздействием общественной системы. Трактовать их песни можно по-разному.

Что касается Райта, то он был самым скромным участником группы, в то время как во главе угла группы были два противоборствующих человека – бас-гитарист и концептуалист Роджер Уотерс и гитарист/вокалист Дэвид Гилмор.

Тони Бэнкс, Genesis

-4

Клавишник культовой прог- и арт-роковой группы Genesis из Англии был мощным тузом в колоде великой группы. В составе группы Бэнкс играл и на пианино, и на органе, и на меллотроне, и даже на гитаре (треки The Cinema Show и Entangled и другие). Его авторские вещи в составе группы вроде Mad Man Moon или One for the Vine отличает сложная музыкальная партитура, а также влияние классики. Например, его клавишные партии особенно стали доминировать на пластинке …And Then There Were Three…, вышедшей в 1978 году. Тони Бэнкса всегда отличало мастерское владение своим инструментом: на концертах зачастую он мог играть две непохожие партии с разным ритмическим рисунком одновременно на двух синтезаторах. Он всегда был находчивым в плане создания утонченных мелодий, а также мог выдать и тревожное интро на меллотроне, как в треке Watcher Of the Skies.

Надо сказать, что Бэнкс является самоучкой. Он начинал карьеру музыканта под влиянием академической музыки. В числе композиторов, повлиявших на него, значатся и Шостакович, и Малер, и Эрик Сати, и Рахманинов. Он также сделал и сольную карьеру, а помимо всего, записал два альбома с классической музыкой: Seven: A Suite for Orchestra (2004), где его музыку исполняет Лондонский филармонический оркестр, а также Six Pieces for Orchestra (2012) с участием Пражского филармонического оркестра.

Майкл Макдональд, Doobie Brothers.

-5

Клавишник и вокалист Майкл Макдональд пришел в данную группу, которая до него играла южное буги. В приемущественно гитарную музыку группы он добавил много клавиш. Группа не шибко известна широкому слушателю в России, но их песня It keeps You Running использовалась в фильме «Форрест Гамп». Вообще в их музыке есть место и классическому року, и блюз-року, и кантри, и соулу. До прихода в Doobie Brothers, он был участником группы Steely Dan. Но придя в Doobie, он стал не только клавишником, но и вокалистом. В этой группе он был с 1976 по 1982 год. Его игривая манера в духе Джерри Ли Льюиса стала особенностью многих песен группы. Его стиль был под явным влиянием ритм-энд-блюза. Вообще, слушая песни группы данного периода, появляются порой ассоциации с сольными работами Джорджа Харрисона, который в середине 70-х гг. был под явным влиянием соула. Это влияние соула ощущается и в песнях группы Doobie Brothers. Оно и понятно, Макдональда называют одним из наиболее успешных исполнителей «голубоглазового соула». И в таких песнях группы, как вышеупомянутая It keeps You Running это слышится.

После 1982 года он занялся сольной карьерой, получил премию Грэмми, выпустил ряд пластинок. Его вклад в музыку заметен и оценен по достоинству.

(Продолжение следует..)