В 1920-е годы в России, а с 1922 года — в СССР эта идея поддерживается идеей революции эстетической, начавшейся еще в предреволюционные годы, когда в поиске новых выразительных средств художники, входившие в объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», обратились к опыту народных мастеров.
Глубинную связь между абстрактным искусством и «беспредметными рисунками» — элементами геометрического орнамента — усматривал живописец, график и сценограф Ю.П. Анненков:
«…АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО БЛИЖЕ ВСЕГО ШИРОКИМ НАРОДНЫМ МАССАМ И ВЫШЛО ИЗ НИХ. ДОСТАТОЧНО ВЗГЛЯНУТЬ НА БЕСПРЕДМЕТНЫЕ РИСУНКИ — КВАДРАТИКИ, КРУЖОЧКИ, ПОЛОСКИ, ЗАВИТКИ, ПЯТНА, — УКРАШАЮЩИЕ МАТЕРИЮ КРЕСТЬЯНСКИХ ЮБОК, КОФТ, ПЛАТКОВ, РУБАХ, ДОСТАТОЧНО ВСМОТРЕТЬСЯ В ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ
РЕЗЬБУ И РАСКРАСКУ НАЛИЧНИКОВ И КАРНИЗОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ИЗБ, ПОСУДЫ, ДОМАШНЕЙ УТВАРИ, ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТА — ЧТОБЫ ОСОЗНАТЬ И ПОЧУВСТВОВАТЬ,
ЧТО ВСЕ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ПР ОТОТИПОМ ТОГО, ЧТО СЕГОДНЯ НАЗЫВАЮТ АБСТРАКТНЫМ ИСКУССТВОМ. […] БЕСПРЕДМЕТНОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, НЕСПРАВЕДЛИВО ПРОЗВАННОЕ “ПРИКЛАДНЫМ” И “ДЕКОРАТИВНЫМ”, ЖИВЕТ ПО СЕЙ ДЕНЬ В СОЗНАНИИ И В БЫТ У ШИРОКИХ МАСС».
В своем парадоксальном высказывании Ю.П. Анненков игнорирует практическое назначение вещи, что полярно противоположно взглядам конструктивистов.
Окончание Гражданской войны (1922 г.), введение НЭПа (1921 г.) стимулируют массовую внутреннюю миграцию из деревень в города, вызвав необходимость расселения огромного количества людей и ускорив процесс урбанизации. Архитекторы-конструктивисты разрабатывают проекты домов-коммун, фабрик-кухонь, рабочих клубов — переустройство мира начинается с радикального переустройства быта, несущего в себе мощный идеологический посыл.
#наука
#история
#искусство
#Строгановка ч