Сначала власти пытаются популяризировать альтернативу автомобилям — велосипеды, самокаты и другие средства передвижения. А потом не знают, что с ними делать. Самокатов стало так много, что уже пешеходам страшно ходить по тротуарам. Каждый год растёт аварийность. Поэтому депутаты предлагают ввести штрафы для самокатчиков, практически уравняв их с автомобилистами.
Депутаты Мосгордумы внесла в нижнюю палату парламента законопроект о штрафах за нарушение правил дорожного движения (ПДД) на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ).
Сейчас наказание к водителям СИМ можно применять только в рамках ст. 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Там они проходят под категорией «другие лица».
Депутаты дополнят статью понятием «лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности». В этом случае нарушение любых правил приведёт к штрафу в 800 рублей. В том числе проезд в неположенном месте или поворот на красный свет светофора.
Также предлагается ввести следующие штрафы:
- до 1 000 рублей — за нарушение ПДД, которое привело к помехам движению другого транспорта;
- от 1 000 до 1 500 рублей — за оставление места ДТП;
- до 1 500 рублей — за причинение по неосторожности лёгкого или средней тяжести вреда здоровью;
- до 30 000 рублей — за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также под психотропными веществами.
Если закон примут, то поправки вступят в силу уже с 1 апреля.
Понятие «средство индивидуальной мобильности» внесли в ПДД в марте 2023 года. Для передвижения на них есть ряд ограничений:
- максимальная скорость — 25 км/ч;
- двигаться можно только по велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (если масса СИМ не превышает 35 кг). При их отсутствии — по обочине или проезжей части;
- пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ;
- если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон создаёт помехи пешеходам, то водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов;
- в велосипедной зоне СИМ имеют преимущество перед любым механическим транспортом (велосипедами) и могут двигаться по ширине всей проезжей части;
- при выезде из жилой зоны или пересечении дороги вне перекрёстков СИМ должны уступать движение всем участникам движения;
- по проезжей части двигаться можно только по ходу движения автомобилей;
- СИМ не имеет права обгонять или объезжать другое транспортное средство слева;
- запрещено двигаться по автомагистралям, в том числе по обочине.
Ещё одной проблемой является выявление нарушителей и их задержание. Эксперты предлагают фиксировать нарушения с помощью дорожных видеокамер. Но для этого нужно расширить их функционал, чтобы различать лица. Либо регистрировать самокаты и выдавать на них номера.