Более 90% взрослых россиян покупают продукты питания для себя и своей семьи хотя бы периодически. 78% взрослых россиян называют себя главными ответственными за покупку продовольствия для семьи.
Чем старше россияне, тем выше среди них доля тех, кто обеспечивает продуктами питания свою семью: если среди молодежи 18–24 лет эта доля
составляет 14%, то среди людей 55 лет и старше — 53%.
Заметно чаще за покупку продуктов для всей семьи отвечают женщины — 48% против 27% среди мужчин.
Самое популярное место покупки продуктов питания — небольшой супермаркет «шаговой доступности» (выбрали 80% опрошенных). На втором
месте — гипермаркеты (49%), основное преимущество которых, как правило, заключается в широте ассортимента.
Несмотря на опыт пандемии, когда популярность онлайн-покупок продуктов резко возросла, интернет — наименее популярное место для покупки продуктов питания. Если по данным НАФИ на 2020 год каждый четвертый российский интернет-пользователь (26%) заказывал доставку продуктов
питания на дом (при этом сами россияне полагали, что и после снятия всех ограничений продолжат активно пользоваться сервисами доставки продук-
тов), то в настоящее время покупают продукты онлайн 12% опрошенных. В основном это люди в возрасте 25–34 лет (19%), женщины (14% против 9% среди мужчин), люди с высшим образованием (19% против 8% среди людей без высшего образования).
Менее половины россиян (38%) хотя бы раз за последний год заказывали домой
или на работу продукты питания, за исключением готовых блюд. Наивысшая доля тех, кто заказывал продукты — среди людей 18–44 лет (47%), с уровнем достатка выше среднего (47%), трудоустроенных россиян (45% против 23% безработных). Готовые блюда — более популярная онлайн-покупка.
За последний год их заказывали более половины опрошенных (51%).
Траты россиян на покупку продуктов питания в основном составляют т 6 000 до 30 000 рублей в месяц. В рамках этого диапазона доли распределяются примерно поровну между вариантами ответа «6 001 — 10 000 рублей» (21%),
«10 001 — 15 000 рублей» (18%), «15 001 — 20 000 рублей» (19%) и «20 001 — 30 000 рублей» (17%). Лишь небольшие доли россиян ежемесячно тратят на продукты менее 6 000 или более 30 000 рублей.
Наибольшие суммы на продукты в пределах диапазона расходуют россияне в возрасте 35–44 лет (21%), женщины (19% против 14% среди мужчин), люди с материальным положением выше среднего (21%).
Подавляющее большинство россиян (90%) стараются покупать продукты питания знакомых марок, которым доверяют.
Лишь 8% опрошенных, выбирая продукты, не ориентируются на данный критерий.
Наивысшая доля «консерваторов» — среди людей 45–54 лет (94%), женщин (92% против 87% среди мужчин), граждан с уровнем материального благосостояния выше среднего (93%).
«Экспериментаторов», с удовольствием пробующих новые продукты, которые увидели непосредственно в магазине или в рекламе, в России немногим больше половины (58%).
Открыты новому в этом плане в основном россияне 18–34 лет (69%), люди с материальным положением выше среднего (68%).
Предпочтение продуктов знакомых марок не подразумевает полного отказа от новых предложений, как и открытость для экспериментов — отказа от уже заслужившей доверие продукции.
Поэтому деление на «консерваторов» и «экспериментаторов» в данном контексте условно.
В большой степени эти две группы потребителей пересекаются.
Стоимость — превыше всего
Другой важный фактор, влияющий на выбор продуктов питания — их цена.
82% россиян отмечают, что при покупке продуктов ориентируются в первую очередь на нее. Чаще основным фактором выбора цена продуктов является
для людей среднего (35–44 лет; 87%) и предпенсионного/ пенсионного возраста (55 лет и старше; 86%). Ожидаемой является прямая связь между уровнем достатка покупателей и вниманием к стоимости продуктов: чем хуже материальное положение человека, тем чаще определяющим фактором
для него при выборе продуктов становится цена.
На стоимость продовольственных товаров влияют и действующие скидки, акции — 88% россиян указали, что при покупке продуктов обращают на них внимание.
Самая высокая доля тех, для кого важны подобные предложения — среди россиян 35–44 лет (91%), женщин (93% против 83% среди мужчин).
Значимость информации на упаковке
Подавляющее большинство россиян (89%) при выборе продуктов питания в той или иной степени обращают внимание на информацию, указанную на упаковке. Лишь 9% признаются, что полностью пренебрегают такими сведениями.
Не склонны придавать особого значения информации на упаковке продуктов прежде всего мужчины (12% против 7% среди женщин), представители рабочих специальностей (14%). Почти половина жителей России (46%) стараются внимательно читать информацию на упаковке. Чаще внимание ей уделяют квалифицированные специалисты (58%), россияне с высшим образованием
(53% против 43% среди людей без высшего образования), женщины (49% против 42% среди мужчин).
Среди тех, кто обращает внимание на упаковку продуктов питания, абсолютное большинство (92%) смотрят на дату производства и срок годности.
В меньшей степени уделяют внимание этим деталям молодежь 18–24 лет (77%), представители рабочих специальностей (88%).
На втором месте в ТОП- 3 важной для россиян информации — состав продукта,
ингредиенты (73%). На него также меньше смотрят молодые россияне 18–24 лет (57%), мужчины (65% против 79% среди женщин).
Замыкает тройку лидеров указанный на упаковке вес или объем продукта — он важен для 60% россиян. Реже других им интересуются молодые люди 18–34 лет (54%), россияне с материальным положением выше среднего (50%).
Также в числе важных сведений, которые россияне получают, читая упаковку продукта — место производства (регион, страна) и название компании- производителя.
Более половины россиян (59%) скорее отдадут предпочтение вкусным продуктам, нежели полезным. Среди тех, кто ориентируется в первую
очередь на вкус, больше людей в возрасте 35–44 лет (64%), без высшего образования (63% против 50% среди россиян с высшим образованием).
Россияне старшего возраста (от 55 лет) наоборот склонны ставить в приоритет полезность продуктов (45%).
Большая упаковка — значит экономия?
Менее половины россиян (42%) стараются покупать продукты большими упаковками.
Чаще это делают молодые россияне в возрасте 18–34 лет (53%). Чем выше уровень материального благосостояния потребителей, тем чаще они покупают продукты большими упаковками (для сравнения — 47% среди россиян с уровнем благосостояния выше среднего, 38% — среди тех, у кого материальное положение ниже среднего).
Несмотря на то очевидное преимущество, что продовольственные товары в больших упаковках бывают дешевле, чем аналоги, покупаемые поштучно или в упаковке меньшего объема, для россиян, испытывающих материальные
затруднения, разница в цене является ощутимой. Еще два фактора — отсутствие места для хранения продуктов в больших упаковках в доме и необходимость употребить продукты до истечения срока годности.
Последнее может вызвать сложности, особенно если человек проживает один или семья состоит из 2–3 человек.
У людей с материальным положением выше среднего, помимо возможности купить большую упаковку по более высокой цене, как правило, есть специально отведенные места для хранения (просторные кладовки, дополнительные
морозильные камеры). Кроме того, россияне с хорошим уровнем достатка легче расстаются с продуктами, у которых истекает срок годности, и нередко избавляются от них, даже если они еще пригодны к употреблению.