Алексей Сафонов — самый медийный агент в России. В бизнесе он с 2003 года. В пуле 1-х мощных клиентов были Сергей Рыжиков, Алексей Медведев, Артём Дзюба, Ренат Сабитов, Сергей Паршивлюк, Георгий Щенников и другие. Сейчас его SA-Agency сотрудничает с динамовцами Константином Тюкавиным, Александром Кутицким, Александром Чупаевым, армейцем Ильёй Помазуном, который находится в аренде в «Урале». Зимой клиент Алексея Сафонова Ярослав Арбузов сменил красно-синюю Москву на калининградскую «Балтику».
Журналист Legalbet Анар Ибрагимов расспросил Алексея, правда ли, что Помазун окажется в «Спартаке»; какой испанский клуб хотел Тюкавина; интересен ли ему саудовский рынок. Очень много личного, трезвой оценки и яркого в большом интервью!
Помазун не готов ехать в Саудовскую Аравию
— Сейчас очень много говорят о тебе как об агенте Помазуна. И вообще вокруг агентства Алексея Сафонова пошёл ажиотаж. Заметил?
— Да нет. Помазун — один из моих клиентов, вот и всё. У меня в это трансферное окно переходят и другие ребята. Ко всем клиентам отношусь одинаково. Я уважаю Илью как человека, как разноплановую личность. Хочется, чтобы про меня говорили как про агента Алексея Сафонова, а не агента Тюкавина и Помазуна. Каждый из нас личность.
— Как начали работать с Помазуном?
— Круг получился интересным. И даже жизненным. Когда отец Помазуна доигрывал, он помогал Сергею Рыжикову с перчатками и бутсами. А я дружу с Сергеем Бодаком (экс-игрок «Сатурна»). И отец говорит ему: «Не хочет ли Алексей попробовать поработать с сыном? Сафонов о нём хорошо говорит, высказывается». Бодак ответил: «Переговорю с Алексеем, интересен ему Илья или нет».
Позже Бодак рассказал мне о возможности встретиться, поговорить и познакомиться. Мы встретились: я, Илья и мой сын Максим, который мне реально помогает в агентском бизнесе. Мы поговорили обо всём в жизни. Когда Макс начал говорить про биткоины, они с полуслова поняли друг друга. Плюс Илья очень разноплановый, любит путешествовать. Помазун сказал: «У меня мечта — поиграть за рубежом. Я получаю не бешеные деньги в "Урале", но хотел бы поиграть в Европе, хоть и на меньшие деньги».
Спустя время мы потом встретились, подписали контракт. Макс общается с ним, я общаюсь. У меня правило, что последнее решение всегда за игроком. Я могу лишь посоветовать.
Было неприятно, когда началась вся эта история со «Спартаком». Один журналист написал, и пошло. Если такие слухи идут, значит откуда-то идёт утечка. Или из клуба, который хочет купить, или из клуба, который хочет продать. Ещё раз — трансферные дела любят тишину.
Я довольно открытый для журналистов, не заслужил 150-200 звонков в выходной. Мне звонят, у меня 3 внука и их друзья бегают. И дети говорят: «Пап, кто звонит?» Думаю, может, кто-то умер. А по телефону спрашивают: «А правда Помазун перешёл в "Спартак"?»
Давайте с уважением друг к другу. Извини, но когда один написал, и тут же все звонят. Я говорю: звоните тому, кто это опубликовал.
Я не люблю хамства от журналистов. У меня появилась какая-то скорлупа. Не люблю, когда меня используют. Я желаю тебе в 2 раза больше того, чего ты желаешь мне. Если вы меня где-то подставляете для своего хайпа, это не моё. У меня на 1-м месте футбол. Мне никому ничего доказывать и пиариться не надо.
— То, что Илья играет в Екатеринбурге, это же показатель, что он готов играть в условных Шотландии или Турции?
— Он готов играть в Европе где угодно. Это показатель того, что у него на 1-м месте играть в футбол, а не бабки. Я с ЦСКА на контроле. Главная задача агента — не навредить. Плюс ЦСКА знает, чего мы хотим. Илья 4 года играет в аренде за «Урал», поэтому любой переход не будет болезненным. Будь то «Зенит», «Спартак», Европа, дай бог, или Азия.
Был момент у нас. «Ты готов поехать в Саудовскую Аравию?» Помазун ответил: «Не готов». Хотя были кое-какие варианты. Это 1-я восьмёрка саудовского чемпионата.
— Тебе нравится рынок Саудовской Аравии?
— Может получиться, как с Китаем. Он может лопнуть. Там просто больше денег, нефть под ногами. У них рождается ребёнок-араб, он уже обеспечен деньгами. Если фирму там открывать, то 50-60% компании у арабов. Государство переживает за своих.
— Нефть — гарантия того, что это надолго?
— Думаю, да. Там была выжженная земля. Люди умеют тратить, делятся с населением. Есть проблемы с водой, но они их решат. У меня друзья приехали в Эмираты, когда они только развивались. Это была деревня-деревня. А сейчас посмотри, что творится там или в Катаре. Знают, куда тратить.
У нас есть стадионы в Саранске и других городах к ЧМ, но их не используют вообще. А у них стадион из контейнера: разобрали и используют в других бизнесах.
— Твои клиенты могли бы терпеть и приспособиться к жаре, например?
— Если у людей на 1-м месте футбол, то я бы больше MLS рассматривал. Ребята молодые, у них молодые жёны. Ходить в парандже — свои психологические моменты. Сначала деньги не пахнут, а потом — деньги есть, а здоровья нет?!
Не хочу никого обидеть, но Месси выбрал MLS, потому что у него маленькие дети, определённая тусовка, бизнес, он раскручивает свои бренды. Каждый выбирает, что ему ближе.
— Был инфоповод по Помазуну и «Бешикташу». Это опять турецкие СМИ раздувают или была почва?
— Это нормальное явление, когда к агенту время от времени приходят и спрашивают, пойдёт ли игрок туда или сюда. Я эти вопросы обсуждаю с футболистами. Какие-то моменты были, но это не значит, что я какую-то раскрутку веду. Я своих клиентов не на помойке нашёл. Надо всё взвешивать. Если кто-то рванул куда-то, не надо сразу туда идти. Надо наводить справки: выплачивают ли зарплату; как себя ведут; кидают ли; судятся с ними или нет; платёжеспособный клуб и так далее. Это не проблема игрока — для этого и нужен агент.
— Ты недавно указал на то, что из клубов идёт утечка, и тебе это не нравится.
— Я понимаю, когда агенты говорят, что их клиентом интересуются 5-6 клубов, бьются, делают им рекламу. Но иногда смотришь и думаешь…
Бывают ангажированные пресс-атташе. Это беда. Когда хотят или отогнать, или подставить, идёт ненужная утечка. Это неправильно. Но тут вопросы к руководству клуба, устраивает их это или нет.
У нас, у агентов разные стили. Например, Паша Андреев (агент Захаряна, Пиняева, Соболева, Сергеева) практически не выступает. Ты можешь сказать, Паша — миллиардер, а у тебя денег меньше. У каждого есть своё право.
Больше всего мне не нравится — а я с этим сталкивался, — когда по моим игрокам спрашивали, я молчал, и начинались какие-то слухи, люди докидывали. Мне легче сказать что-то правдивое. И если можно, то скажу. То, что по Арбузову будет такой контракт, такая сумма выкупа на вход и выход, я не знал. Лично я вёл переговоры с клубом только по личным условиям. Утечка не от меня шла.
— Как ты отреагировал, когда из ЦСКА ответили, что агент Сафонов раскручивает ситуацию с Помазуном и «Спартаком»?
— Мне было не совсем приятно, честно скажу. Я же не доллар, чтобы всем нравиться. Я как адвокат: если игрок не прав, буду на его стороне. Хочу ещё раз подчеркнуть: агент должен быть за кадром вечно. Это обслуживающий персонал. Агент должен быть узнаваем? Да. Игрока могут обидеть? Да. Это жизнь.
У нас в журналистике от любви до ненависти один шаг. Сколько прибивали Овечкина? Я Косте говорю: «У тебя рука лёгкая — только поиграл с ним в большой теннис в Дубае, и 6 игр подряд Александр забивает после тебя».
У Помазуна хорошее качество — психологически уравновешен. И что отец был высокого уровня вратарь, что он.
Был такой вратарь в ЦСКА — Кырнац. Хороший парень, я им занимался. Так вот Кырнац котировался выше Помазуна, а сейчас они на разных планетах. Георгий уехал в Хабаровск.
— В ЦСКА быть 2-м вратарём — это выстрел себе в ногу?
— Это работа.
— Ты бы как делал на их месте?
— Делал бы как Помазун. Была ситуация, когда Акинфеев травму получил и Помазуна вернули. Игорь выздоровел, и Илья полсезона потерял. У меня к Акинфееву претензий нет. Игорь — классный вратарь. Реально, такие раз в 100 лет рождаются.
«Жирона» хотела Тюкавина, но потом взяла Довбика и Цыганкова
— Нет у тебя ощущения, что у твоего агентства 2-й день рождения?
— Нет, такого нет. Года 3-4 назад ты у меня спросил: «Как дальше? Вот ушли Череповский и Пушкин». Я тебе ответил: «У меня лучшая молодёжь. 3-4 года подожди, и они стрельнут. Я в них верю». Это как прощальные гастроли артиста. Хочу доказать, что я не сбитый лётчик, а нормальный агент, хочу показать, что у меня хороший вкус и игроки агентства будут востребованы.
— Кураньи на днях сказал: «Я готов помогать Тюкавину».
— Я же не самодур. Только рад буду. Пусть поможет.
— Нет ощущения, что когда было плохо, никто не помогал, а сейчас все готовы сотрудничать?
— Когда игрок раскрученный, конечно, проще прибежать. Тюкавин всегда был звездой, был на виду. Наше сотрудничество — моя удача. Его отец сверхпорядочный, сам он сверхпорядочный. Он как член семьи. Любые моменты мы с ним согласовываем. Не думаю, что Тюкавин придёт и скажет: «Николаич, всё! Я с другим работаю». Думаю, до этого не дойдёт.
С Кураньи и другим любым агентом сяду за стол пообщаться, если это здравомыслящее предложение. Если это предложение интересно Косте и я вижу, что ему будет выгоднее и лучше, то конечно. У меня никогда не было на весах 1-м моё благосостояние. Мы договорились, что моя прибыль может быть в 2 раза меньше, но чтобы ему было комфортно.
— По поводу манеры и способа ведения дел. Чья стилистика из агентов тебе нравится?
— Считаю, что хорошую работу с точки зрения пиара делает Клюев Агент Головина, Комличенко, Тикнизяна. Мы с ним, кстати, не общались ни разу. Он грамотно по игрокам в прессе высказывается. Чувствуется школа Артёмова Агент Самедова, Павлюченко, Погребняка. Он советуется с ним. Это видно.
Паша Андреев. У него своё направление, больше финансовое. Финансово он самый успешный агент в России. Мне импонирует его стиль.
Одно время нравился Шигаев Работал раньше в паре с Александром Маньяковым. но сейчас есть вопросы. Например, я гонюсь за качеством, а не за количеством. А тут какой-то перекос.
Банатин Агент Баринова и Глебова. то выстреливает, то нет. Нестабильный агент. Мне кажется, ему не хватает характера и самостоятельности. Если хочешь чего-то добиться, надо не бояться своё я показывать и выходить.
Наверное, в десятку и я вхожу. В десятку «Жигули» точно влезу 😀
— Тебе нравится, как Шпинев защищает Джикию?
— Тут надо всё взвешенно делать. Главная задача агента — не навредить. Я тоже эмоциональный, мог наговорить. Всё зависит от воспитания. Какие-то совсем ультиматумы «или-или», я считаю, не надо делать.
— Летом у вас спрашивали насчёт Джикии из Саудовской Аравии. В твоём агентстве ответили: «Вот контакты представителя Георгия. Общайтесь сами».
— Да, было такое. Я не скрываю. У нас своеобразные отношения со Шпиневым. И я сразу сказал: «Звоните ему». Есть этика. Костю кто только ни продавал. Я уважаю Джикию, его агента, каким бы он ни был. Мы в одной профессии. Мы не друзья, но есть некоторые табу, которые я не перейду.
— Какие?
— Если я вижу, что человек ведёт игрока с детства, вкладывает в него деньги, без согласования с его агентом я не буду общаться и сам не подойду. Даже если он ко мне обратится. Я на себе это испытал — когда вкладываешь свои деньги, а футболист идёт куда-то без тебя.
— Стоит Георгию задуматься насчёт Аравии?
— Если насыпят какие-то сумасшедшие деньги, почему бы и нет? Если в клубе такое отношение к нему, и фиг с ним. У него классная «родословная»: чемпионом в «Спартаке» стал, в сборной играл, капитаном везде был.
Если бы в «Спартаке» был российский тренер, думаю, что мой клиент Никита Бозов уже играл бы в старте. Пара Бозов — Джикия была бы одной из лучших. У Никиты скорость, он капитан сборной на год старше. Моё предвзятое мнение, что он сильнее Маслова и других защитников в «Спартаке». Никита уже готовый, ему нужно давать играть.
— За последние 3-4 года какой у тебя был главный стресс?
— Несколько ситуаций. 1-й — Арбузов. На мой взгляд, он по манере как Заваров. Плюс они оба из Луганска. Арбузову нужно чуть огранку дать. В ЦСКА ему кость кинули в матче с «Оренбургом», здорово сыграл, и начали чехлить. Пацан 2004 года, с горячих точек. Вместо того чтобы помогать…
Переживал, когда были полутупиковые ситуации по Тюкавину. Когда он не забивал, только ленивый не писал, что 9-10 игр не забивает. Я переживал, но ему не показывал. Я тоже же не сухарь или камень.
Было небольшое удивление, когда Вадим Макаров и Никита Семенюк решили, что переросли моё агентство и хотят работать самостоятельно. Это нормальное явление. Я им желаю удачи. Никогда никого не держу. Дай бог! Надеюсь, что не будет ситуации, как в семейной паре, когда люди разводятся и делёжка идёт. Разберёмся.
Переживал, когда Кутицкий к 3-4 агентам побежал. Мне было не совсем приятно, я не понимал причину. Я им с раннего возраста занимаюсь, помогал ему подписывать контракты и с ростом его мастерства старался поднимать ему условия.
— Продолжишь ли ты с ним дальше работать?
— Я ещё не продлил с ним контракт. Поэтому, может, и не будем работать. Есть обязательства, которые я выполняю перед игроками, хочу чтобы и передо мной выполняли. Отношения агента и клиента подразумевают работу одного и другого. Хотелось бы этого.
— Правда, что «Жирона» пробивала по Кутицкому?
— Да. Я ему летом вариант и с «Воеводиной» находил. «Динамо» готово было доплачивать, он ничего не терял бы. Танасиевич (скаут москвичей по Восточной Европе) хотел, чтобы игрок там был. Кутицкий решил, что ему это неинтересно.
1-м, кого хотела «Жирона», был Костя [Тюкавин]. Мы с ним на эту тему говорили. Команда была чуть ли не в зоне вылета. А потом, когда новый состав собирался, у испанцев возникла проблема — они взяли Довбика и Цыганкова. 2 украинца и 1 русский, понимаешь? Хотя есть абсолютно нормальные ребята-украинцы. Я не вижу проблем.
— А Кутицкий?
— Им нужен был опорник. Может, «Жирона» поначалу думала, что Кутицкий — украинская фамилия? Не удивлюсь.
— Когда вся эта история с уходом Захаряна происходила, была зависть?
— Абсолютно нет. Зря ты так думаешь. Мы с Костей только сейчас пришли к тому, что он вышел на этот уровень, что летом можно ехать. Тюкавин физически крепкий, мышечная масса стала больше. Он пашет на сборах, баллоны по песку возит. Я ему говорил, когда по «Лацио» было предложение: «Посмотри, какие у них габариты». Обсуждали их матчи.
— Тюкавин ментально готов?
— Готов.
— За счёт чего?
— Он спокойный. Семья — на 1-м месте. Он пофигист в хорошем смысле. В любой среде нормально адаптируется.
— А язык?
— Потихоньку учит английский. «Динамо» давало им учебу. Я ему сказал: «Смотри, не бросай!»
Почему-то Федотов не любит красивые личности
— Ты среди главных стрессовых ситуаций последних лет назвал Арбузова. Считаешь, что переход в «Балтику» — это удача в какой-то степени?
— Пока нет. Он молодой, подающий надежды. Пока Арбузов — полуфабрикат. На мой взгляд, Ярослав в настоящий момент — 1-3-й игрок выхода на замену. Хотя мечтаю, чтобы он был основным игроком. И Арбузов тоже этого хочет. На тренировках пашет, нагрузки другие. У него должно получиться. Он нестандартный очень игрок.
— Может, ему нужно было ждать шанса в ЦСКА? Понятно: с тренером не пошло. Но тренер тоже не вечен же.
— Он 2004 года. Раньше за молодёжку играл, а сейчас по возрасту не попадает. Где ему играть?
— Аренда как вариант.
— Давай поменяемся местами. Ты руководитель команды. У тебя свой игрок: ты его развиваешь и хочешь продать. Тебе кого интереснее развивать — этого или арендованного? Какое у тебя к нему будет отношение? Ну не заиграл, и пускай.
— «Балтика» взяла его под сохранение места в РПЛ или для огранки?
— Всё вместе. А кто как стрельнет, от человека зависит. У нас было 3 варианта: «Балтика», «Новгород» и «Крылья». Мы выбрали «Балтику». Остальные варианты были с арендой.
— Команда может вылететь.
— Мы всё взвешивали. Настолько в Калининграде губернатор любит футбол, что постарается, чтобы команда не вылетела. А если вылетят, то Арбузов будет в Первой лиге доказывать и выходить с «Балтикой» обратно в РПЛ.
— Ты прямо хочешь, чтобы у него были жёсткие условия?
— Да. А здесь при Федотове шансов не было. Он даже не тренировался с основой.
— Тебя пугало общение Арбузова с Карраскалем? Что это на его режим будет влиять?
— Нет, не пугало. Я не хожу со свечой за футболистом. Они до сих пор общаются. И с Мединой тоже. Почему-то Федотов не любит такие красивые личности. Давила вот тоже мало играет. Я болельщик ЦСКА, и то, что я вижу на предсезонке, меня не впечатляет. Пока что-то не очень.
— То есть тебя не беспокоило, что Ярослав может начать тусоваться?
— Не-а. У него футбол на 1-м месте.
— Расскажи немного про Александра Чупаёва.
— Он в 1-й раз попал на такой сбор с Личкой, говорит: «Вчера побегал с Марцелом, сегодня повторно. Лучше бы я умер вчера».
У него чутьё обалденное. Он пашет, полгода потерял из-за Кульчия Бывший тренер «Динамо-2». Видимо, такое отношение не к нему, а ко мне — Кульчий всегда не любил агентов. Бывает такое, к сожалению. Чупаёв прекрасно играет головой, таранного типа, рост под 190, двуногий, позицию выбирает здорово. Интересный нападающий, один в один может обыграть. Многие смеются: может 10 минут постоять, а потом подтянулся, ногу подставил и забил. Тоже надо уметь это.
Он хотел заканчивать в своё время. Чупаёв по детям был в «Динамо» и не подошёл; «Спартаку», ЦСКА и «Локомотиву» — тоже. Он сам из Жуковского. Когда к футболу стал относиться как к профессии и во многом себе отказывать, стало лучше. Я ему сказал: «Если футбол не хобби, то давай зарабатывать и вкладывать в семью». Когда Кульчий обрубил его, тот по-хорошему обозлился, вышел на новый уровень. Молодец.
В гробу карманов нет
— Почему ты так много помогаешь всем?
— Матери с отцом надо спасибо сказать. И мне очень нравится фраза Галицкого, что в гробу карманов нет и все деньги не соберёшь. Если я могу помочь малоимущим ребятам, почему бы нет?! Почему бы детям не подарить что-то?
Наше агентство отправило 30 мячей в Белгород, 100 мячей — на Kazan Cup. Есть возможность — помогаем. Ребята говорят спасибо, получают радость. Хочется, чтобы они улыбались. Веселятся — уже хорошо. Всю жизнь помогал детским домам, мячи и экипировку давали. Где-то и церкви помогал — вот колокол отлили. Не буду называть, в какой. Дело не в деньгах. Надо жить в мире с собой. Если на чашу весов положить, что я доброго и плохого сделал, наверное, хорошее перевесит.
— Ты раздражаешь кого-то?
— Конечно.
— Тебе приятно?
— Да. Если тебе плюют в спину, значит, ты идёшь впереди.
— Чего хочешь в этом году?
— Хочу, чтобы мои клиенты прогрессировали, завоевали титулы, сборная вернулась на международные турниры, молодёжь развивалась. А самое главное, чтобы было мирное небо над головой.