"...отправляйся теперь к другой бабушке, у неё хотя бы блины мазаные..."
Как жили наши деды и отцы
Между нами и людьми поколений наших дедов есть большая разница.
Их условия жизни и быт существенно отличались от нашего.
Чтобы устроить быт и уют, чаще всего требовались неимоверные усилия и воля к жизни.
Мой дед по матери на первой мировой войне получил ранение в ногу практически сразу и пришёл домой инвалидом.
Потом, до революции 1917 года у него хватило сил построить мельницу. Ему это удалось — он легко мог общаться и приобретать друзей. Сельчане приносили к нему на мельницу своё зерно и за небольшую плату мой дед молол для них муку из их зерна. Сельчан устраивала эта сходная цена.
Когда в 1917 году новая власть отняла у него мельницу, хоть и не выслала (потому, что работником был он сам), но интерес к жизни он потерял. Постепенно начал прикладываться к рюмке и в 1938 году умер.
Мой дед по отцу, служивший писарем у Чапаева (о нём я публиковала статью 23 июня 2022 года) пережил три войны. Это первая мировая, гражданская и Великая Отечественная война.
В промежутках между войнами хорошо было бы устроить красивый и благоустроенный быт, но для него это было невозможно. Войны не щадят ни здоровья, ни души.
Возвратившись больным после войны 1941- 1945 годов, он нашёл в себе душевные силы посадить хороший фруктовый сад и ухаживать за ним.
Мой отец, ушедший в мир иной в 2002 году, 1927 года рождения. Много рассказывал он мне о том, какова была экономически деревня до самого 1936 года.
Когда он был с пятилетним мальчиком в 1932 году, одна из его бабушек говорила ему, худенькому и головастому: «Ну вот, ты у меня пожил неделю, отправляйся теперь к другой бабушке, у неё хотя бы блины мазаные».
Потом прерванная войной учёба в школе. В дальнейшей его биографии он тоже не мог похвастаться комфортной жизнью. С 1944 года по 1953 год служба авиационным механиком в Берлине. При поступлении в институт ни прерванная в школе учёба, ни годы службы не учитывались. Льготы были только фронтовикам. По причине возраста он не мог быть фронтовиком.
Наш пожилой возраст — время продолжения жизни, а не выживания
Я родилась в 1957 году. В условиях жизни моего поколения жить вполне можно. даже несмотря на эпидемии и войны. Наши пенсии так или иначе индексируются, в ассортименте продуктов есть разнообразие, городские зоны отдыха неузнаваемо улучшены после разрухи 90х годов.
Активно работают загородные зоны отдыха с доступной стоимостью путёвок.
Есть санаторное лечение, реабилитирующее пациентов. В правильной диагностике болезней наблюдается прогресс.
Когда-то, в эпоху дефицитов, которую помнит моё поколение, актуальным было слово и понятие: «Достать». Теперь этого нет. Если нельзя купить необходимый товар на торговой точке в контейнере или в магазине, то безотказно работают интернет-магазины, предлагающие к нашим услугам любой товар.
Теперь не нужно сбиваться с ног в погоне за необходимым товаром. Даже существует доставка товаров и продуктов, о чём мы раньше не могли помыслить.
На мой взгляд, современная жизнь пенсионеров неизмеримо легче. чем у наших дедов — лет 50 назад. Во многом и за это стоит сказать нашим дедам спасибо.