Найти тему

Каждый суслик в доме - воспитатель. Послесловие к истории №4

Покупая микроволновку, телек или другой прибор, которым раньше не пользовались, для нас совершенно нормально изучить инструкцию по эксплуатации, но вот что касается детей, то тут все считают себя экспертами по умолчанию. В итоге ребенок получает все тяжелое наследие от «ну нас же как-то вырастили» и живет с этим всю жизнь, в свою очередь, непременно передавая усвоенное своим потомкам.

В примере Жоржа мы имеем дело с передозом у ребенка от похвал и обожания.

Ребенку, просто съевшему всю кашку или оставившему в горшке какашку начинает казаться, что он сделал что-то особенное, из ряда вон выходящее и, таким образом, он становится зависим от похвалы. Если не похвалили, значит сделал что-то не так. Вот и вырастают такие Жоржи, которым крайне необходимы поглаживания по головке и констатация факта правильности содеянного.

Есть еще одна проблема: утрата внутренней мотивации. Приведу пример из собственной жизни, пусть и уже взрослой. Как-то мне захотелось научиться играть в большой теннис. И пока я училась все было прекрасно, я получала искреннее удовольствие от процесса, от первых успехов. Но вот наступило время игры с партнерами на счет. Казалось бы, появился внешний стимул для самосовершенствования и азарта. Но не тут-то было. Необходимость достижения результата (победы над соперником) заставляло испытывать напряжение и психологическое давление. От прежнего удовольствия не осталось и следа. При отсутствии вознаграждения (внешней мотивации в виде победы) после матча оставалось чувство неудовлетворенности, разочарования в себе и дикой усталости. В итоге я отложила данный спорт до лучших времен (когда найду себе компанию для игры just for fun).

Так вот, этот пример одинаково справедлив и для детей. Если ребенку просто позволить делать то, что ему нравится, он будет делать это с удовольствием, ради самого занятия. Но если начать его хвалить, то внешняя мотивация постепенно вытеснит внутреннюю и при отсутствии внешнего вознаграждения ребенок потеряет к занятию всякий интерес. Ведь если никто не хвалит, значит дело того не стоит. Ну а если еще и пожурят, посетуют («ах, тройка, ну как же так»), то это повод и вовсе возненавидеть занятие.

Вот так люди и теряют истинное «Я», в погоне за внешними стимулами и одобрением.

-2

#психология #отношения #поисксебя #нарциссизм