Найти тему

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ. О СТРАШНОМ СУДЕ

27 февраля 2022. Мф.25:31-46
27 февраля 2022. Мф.25:31-46

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста, мы вспоминаем слова Господа о Страшном Суде.

Каждый раз, когда мы предпринимаем некие действия, если мы рассчитываем на хороший итог и конечный результат, то обязательно задаемся такими вопросами: «Чего мы хотим достичь? По каким критериям мы сможем оценить сами себя? То, что мы совершили – угодно ли это Богу? Мы достигнем всех поставленных целей и задач с помощью имеющихся средств?»

Идея Страшного Суда была очень популярна у ветхозаветных иудеев. И мы уже немножко не так понимаем Страшный Суд, как понимали современники Христа. Так как Страшный Суд был некой «страшилкой» для всех неблагочестивых людей, язычников, потому что именно их Господь накажет и даже воскреснут они только для того, чтобы получить наказание. А все праведники воскреснут, чтобы радоваться во Славе Божьей, указывать пальцами на страдающих и мучающихся грешников и радоваться от этого еще больше.

И вот Господь в ответ на такие ожидания говорит некоторые слова о том, как именно будут судиться люди на Страшном Суде. Он говорит, что первым и наиважнейшим мерилом будет человеческое отношение людей друг к другу. И вот мы видим закономерный вопрос и непонимание людей, к которым обращены слова Господа: «Когда я был голоден, вы накормили меня, когда я был нагим – вы одели меня», они скажут: «Когда мы, Господи, сделали это для тебя?». Иудейский закон насчитывал 365 заповедей, 278 (по другим источникам – 248) повелений, но все они касались внешней стороны благочестия. Очень важно было во что ты одет, как ты ведешь себя, что ты говоришь, что ты делаешь и абсолютно безразлично было то, как ты к этому сам относишься, как ты относишься к своему ближнему, что ты думаешь о другом человеке и что побуждает тебя быть праведным?

Фарисейство стало синонимом лицемерия, актерской игры, когда человек стремился соблюсти внешнюю форму, произвести впечатление и исполнить предписанные правилами действия. И вот Господь говорит, что награду на самом деле получат те, кто вел себя по-человечески. И в то же время, когда ветхозаветные праведники подойдут к нему, он скажет им: «Вы не одели меня, не накормили». И они спросят: «Когда мы, Господи, этого не сделали?». Потому что они были слишком зациклены на себе, на своем личном благочестии, на том, чтобы производить впечатление на других людей своими духовными подвигами. И они забыли о той цели, которую Господь поставил перед нами.

В своей притче Господь говорит нам о двух важных критериях: первый – это источник, второй – средства для совершения дел во имя Божие. Ветхозаветные иудеи считали, что царство Божие у них уже практически в кармане, потому что они исполняли заповеди. Они не думали о своем внутреннем духовном мире, о своем сердце, они формально были правы, они внешне всё делали верно. Но источником их действий было желание получить хорошую жизнь и справедливость.

Святитель Николай Сербский говорил, что люди ищут справедливости, когда в них оскудевает любовь. И вот желание наказать всех, кто не так благочестив, как ты, кто не исполняет все заповеди закона, превратила идею Страшного Суда в такую указку, которой можно было отличить неблагочестивых людей, высмеивать их. Но Господь переворачивает ценности современного ему общества и показывает, что самое главное для человека – это оставаться человеком, видеть в другом человеке образ и подобие Божие. Источником добрых дел должно быть не желание избежать наказания или получить некие блага в вечной жизни. По-настоящему духовный человек просто не может поступать иначе, потому что он в другом человеке видит своего ближнего, своего брата, видит самого Господа. Так как в конце Господь говорит, что тот, кто сделал что-либо для одного из людей, тот сделал это для Меня. И у нас не будет других критериев, по которым Господь будет нас судить, кроме этих: как мы относились друг к другу и как мы уделяли время друг другу.

На сегодняшний день нам может показаться это неактуальным. Мы же живем теперь правильно. Но никуда не делось фарисейство. Оно не изживается из человеческой природы, потому что люди ставят сами себе некие цели и планы на время Великого поста, на свою духовную жизнь, и потом впадают в полный ступор, когда им привозят внуков и вот уже бабушка не может вычитать то правило, которое она на себя возложила и внуки вынуждены смотреть телевизор пока бабушка помолится. Супруги не могут договориться о том, как они будут общаться, потому что у одного из супругов есть непомерные планы на свой духовный рост, есть желание поститься, есть желание молиться, но абсолютно нет желания учитывать возможности другого человека. Есть такое выражение: «Когда в семье один становится праведником – все остальные становятся мучениками».

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что те цели, которые мы ставим перед собой в нашей духовной жизни, могут быть иллюзорными, если мы рассматриваем их как самоцель, если мы на самом деле хотим хорошим постом, длительным молитвенным правилом только потешить собственное самолюбие: «Вот Господи, посмотри, как хорошо я молюсь, как хорошо у меня получается поститься и как не получается у моих родственников, и какие они бедные несчастные, и какой я сам хороший!».

Сегодняшние слова Господа напоминают нам о том, что не качество нашей мнимой духовной жизни будет определять возможность нашего вхождения в Царство Небесное, а возможность мирного общения, жизни во Христе и сосуществования с нашими ближними, потому что наши духовные подвиги должны быть средством.

Человек не может не осуждать, если сам не пытался от всей души искренне исполнить Закон Божий. Только тщательное исполнение Закона Божьего показывает человеку его немощь и, видя слабость собственной человеческой природы, даёт возможность не осуждать ближнего. До тех пор, пока человек не станет на путь самоограничения и аскетики, ему будет казаться, что кто угодно будет жить как попало, но только не я. И только когда мы пробуем исполнить заповеди Христовы, когда мы пробуем возложить на себя хотя бы минимальный подвиг, мы поймём, как это тяжело.

Когда мы видим падающего и оступающегося человека, мы можем не осудить его только если сами хоть немножко пошевелили пальцем и попробовали сделать то же самое. Мы понимаем, он грешит не потому, что плохой, что он хуже нас, а потому что он не может жить иначе. Именно для этого мы соблюдаем посты, пытаемся молиться, чтобы видеть собственную немощь, чтобы просить у Господа помощи в достижении Царствия Небесного и смирения.

Господь прямо сказал, что какие бы усилия человек ни приложил – Царствия Божия он не достигнет. Это невозможно для людей, но это возможно для Бога. И вот Господь дарует нам спасение не за то, что мы станем наконец лучше всех остальных, а за то, что мы познаем собственную немощь и будем видеть эту немощь в других людях. Будем относиться к ним снисходительно, не свысока, потому что мы уже достигли всего и можем позволить себе похлопать по плечу ближнего, и сказать: «Ну ничего, научишься». А понимая, что на самом деле мы ничем не лучше. И даже если Господь дал нам немножко больше здоровья или времени для того, чтобы мы постились и молились, не это делает нас ближе ко Христу. Ко Христу мы становимся ближе только если в нашем сердце живет любовь. Если мы готовы принять другого человека, даже если он не так благочестив, как мы. Даже если он более благочестив, чем мы и даже если он вообще не благочестив. И вот об этом сегодняшняя притча. До тех пор, пока мы не научимся видеть Бога в своем ближнем, пока мы не научимся не осуждать человека, потому что он не исполняет те духовные порядки, по которым привыкли жить мы, Царствия Божия мы не наследуем. И самое главное, что забывают многие христиане, в Евангелии от Иоанна сказано, что верующий в Иисуса Христа на суд не приходит, но переходит сразу от смерти в жизнь. Эти слова читаются на каждых похоронах, на погребении, чтобы мы не отчаивались, потому что идея Страшного Суда она больше не должна быть «страшилкой», которой мы будем угрожать людям, которые не соблюдают правила церковного этикета и приличия. Идея Страшного Суда должна напомнить нам о том, что мы можем войти в Царствие Божие только все вместе и только во Христе.

Если мы веруем во Христа, то мы исполняем его заповеди. Если мы любим Бога, то мы любим и нашего ближнего. В таком состоянии нам действительно нечего бояться. Мы тогда настоящие христиане, когда между нами есть любовь, когда мы веруем Иисусу Христу, и когда мы знаем, что не за нашу праведность Господь дарует нам Царствие Небесное, а по Своей великой милости.

Если Господь оказывает милость нам грешным и недостойным, то тем более мы должны не судить других людей, оказывать им милость. И за тех, кого нам жалко, кто, по нашему мнению, не ведет благочестивую жизнь, нужно молиться, а не осуждать этих людей. Именно во взаимной любви, помощи и добрых делах, которые мы будем делать друг для друга совершенно не осуждая, мы наследуем любовь, Царствие Божие и жизнь вечную. Аминь!
#проповеди #Христос_посреди_нас