Иногда кажется, что в давние времена люди были более честными и прямыми. Что вы на это скажете? Лично я думал так до тех пор, пока не начал читать, изучать и вникать в то, что было прежде. Возможно, я ошибочно полагал, что наши предки искренне верили в бога, боялись наказания или стремились спасти свою душу. На самом деле эти "верующие" не забывали и о материальных благах, включая "хлеб и масло". Сегодня я хочу вам немного рассказать о таких людях во времена Петра Первого и о том, как всё это повлияло на самого царя.
Святые или мошенники?
Вот представьте себе Россию 1708 года. Царь Петр строит Петербург, и тут и там бегают люди, а в воздухе веет западный ветер инноваций. Бояре все в заморских платьях, бороды все посбривали начисто (денег жалко, налог большой), парики надели, а их дамы из сарафанов и кокошников повылезали сразу грудями наружу, все припудренные, на каблуках, по последней французской моде, веером комаров да слепней отгоняют. Днем город шумит, гремит и строится, а по ночам улицы превращаются в рай для любителей удовольствий.
И тут посреди всего этого ликования пронесся слух о том, что вода Невская поднимается на уровень сосны, что у Петропавловской крепости стоит, и смоет город и об этом Богородица плачет, якобы не отвратить кары этой. В итоге Петербург накрыла настоящая волна паники.
В срочном порядке, для проверки, в ту самую церковь, где мироточит икона, прибыл граф Головин и прямо во время службы увидел, как икона Богородицы плачет. Тут же он отправил гонца к царю с сообщением, что город ждет беда. Петр, узнав обо всем этом, недолго думая, приехал и срубил ту сосну у крепости, а затем потребовал к себе этот святой образ и, в присутствии многих бояр, которые были в ожидании чуда, провел осмотр.
Пока царь вглядывался в икону, безбородые бояре шептались между собой, мол, довел царь страну даже Богородица плачет. И тут, то ли услышав подобное, то ли просто найдя причину этого чуда, Петр подозвал бояр поближе, схватил одного за шиворот и ткнул его носом в образ.
- Что видишь?
- Образ святой, царь-батюшка.
- Ты вглядись поближе, дурная башка. Видишь дырочки у глаз? Видишь?
- Вижу, вижу.
- А слёзы видишь?
- Нет, нету слёз.
- А ты видишь? А ты? - показал царь образ еще паре бояр.
- Нет, царь-батюшка, нету тут слёз. Обманул, видимо, вас Головин.
- Обманул, говоришь? Обманул, да не он.
И тут царь подошел к большой свече, что стояла возле окна и поднес икону поближе к пламени.
- А сейчас? Видите?
- И вправду святой образ, зарыдала Богоматерь!
Перекрестились бояре и стали молитвы произносить.
- Ну вы что, совсем дурные. Я им показываю, рассказываю, а они все туда же. Ну, какое чудо? Дырочки у глаз сделаны, вот здесь, а позади вложены губки в икону с маслом, деревянным, да китайкой замазано. Как масло от тепла подтает, так и слезы текут, поняли?
Тут у бояр ступор и случился. Как же так, выходит, это обман.
Вот в таком обществе жил Петр Первый, и таких историй немало. Был случай и с женой Петра, как-то раз она за целую 1000 рублей купила несгораемый кусочек полотна, якобы от сорочки Богородицы.
А что такое 1000 рублей в то время? В начале 18 века зарплата плотника была всего 40 копеек, чиновника 2-3 рубля, а полковник при Петре получал аж 40 рублей, офицеры же от 10, и это за месяц. А тут каким-то бодягам якобы из Иерусалима 1000 рублей за кусок ткани. Да как у них сердце там от радости не выпрыгнуло? Ну в общем, Петр в то время был в отъезде, а когда вернулся, то посмеялся над любимой, когда та вынесла ему серебряный ларец с тряпкой.
«Это, Катенька, обман, счастливы старцы, что до меня убрались отсюда, а то я бы заставил их прясть другой лен в Соловках»
Так что век тот полон был подобных историй. Ничего не боялись и не стыдились лицемеры и ханжи. Даже под стенами Кремля подобными фокусами людям головы морочили. Да и священнослужители не брезговали подобным, собирая побольше подаяний от прихожан.
Под папертью собора Василия Блаженного жил затворник, который проделал трюк с ещё одной иконой Богородицы. Правда, вместо масла губки наполнил водой и выставил икону в окно. Как народ собирался, монах жал на губки, и вода текла из отверстий. Народ закидывал его деньгами. Набрав большую сумму денег, он пошёл странствовать, а через некоторое время осел и даже поднялся по карьерной лестнице, став архимандритом в Иверском монастыре.
Как это все повлияло на Петра?
Когда нам рассказывают о временах Петра, то часто можно услышать, что царь высмеивал церковь и её обряды, проводил свои всепьянейшие соборы и ни во что не ставил церковные устои, считая всё это предрассудком.
Сейчас я думаю, мы с вами можем понять, почему всё это происходило? Царь просто видел, как из его народа делают дураков предприимчивые и более образованные монахи и не хотел, чтобы им это спускали. Но ловить каждого за руку тоже не мог.
«в религии он признавал ценным только ее этическое содержание и ее нравственное воздействие на общество – эту сторону религии он считал важной для государственной жизни народа», - церковный историк Игорь Корнильевич Смолич.
Хотя хочу отметить, что к самой вере и праву человека верить в то, что он сам хочет Петр относился уважительно. Царь думал, что атеизм опасен, а потому считал, что любая вера лучше, чем ее отсутствие. Он издал несколько указов о веротерпимости как на суше, так и на море. Разрешил строить свои храмы не православным. А на море велел быть дружелюбными к людям с другой верой.
«совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей», - из указа Петра I от 1702 года.
В морском же уставе Петра говорится так:
«офицеры и прочие, которые в нашем флоте служат, да любят друг друга верно, как христианину надлежит без разности какой веры или народа будут».
Также Петр I не занимался насильственной политикой обращения мусульман в православие, а давал возможность мусульманам работать и наравне с христианами продвигаться по государственной службе. К примеру, в Санкт-Петербург по указу Петра прибыло немало рабочих и ремесленников из поволжских татар, многие из которых осели в городе. А в 1716 году по указу царя в Петербурге был издан «Алкоран, о Магомете или закон турецкий», переведенный с французского языка. Та что немало коренных петербуржцев сегодня вполне сами могут быть потомками тех самых мигрантов.
Спасибо вам, что дочитали мой небольшой очерк о мошенниках и вере в петровские времена. Конечно, всего в одной статье не расскажешь. Может у вас есть какая-нибудь интересная информация? Делитесь, ставьте лайки, а мы пока продолжим работать над еще одной интересной темой - про гаремы на Руси. Скоро на нашем канале выйдет классное видео на эту тему. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))