Найти тему

Главные признаки аутизма у детей

Фото freepik.com
Фото freepik.com

До сих пор вокруг аутизма много мифов и споров. Мировая статистика показывает, что аутизм присутствует примерно у 1 ребёнка из 100 (данные ВОЗ по состоянию на март 2022 года), однако цифра эта очень условная, ведь аутизм является труднодиагностируемым состоянием. И вот почему.

Аутизм — это не болезнь в её привычном понимании. Целая группа различных состояний и особенностей в действиях и поведении, их комбинациях (на сегодняшний день насчитывается больше 100) объединена в диагноз «расстройства аутистического спектра» (РАС). Все эти состояния являются следствием недозрелости или нарушения работы нервной системы. Отсюда выражения «особенные дети», «особенные люди» — это те, кто имеет особенности развития нервной системы.

Способности, поведение и потребностей людей с аутизмом могут быть разными. Например, у одних могут наблюдаться серьёзные когнитивные нарушения и неспособность обучаться, а другие, напротив, имеют выдающийся интеллект или фотографическую память. Одни живут самостоятельно, другие — нуждаются в постоянном уходе. Однако, есть кое-что, что объединяет людей с аутизмом.

По какому же признаку можно диагностировать РАС?

Аутизм — это прежде всего неспособность устанавливать контакт с другими людьми: неумение общаться вербально и невербально, взаимодействовать с людьми.

Это может проявляться так:

  • ребёнок закрывается, уходит от общения, равнодушен к любому взаимодействию. Он может быть привязан к определённому взрослому, но такая связь происходит без контакта, с целью безопасности и ощущения привычного;
  • ребёнок не может выдерживать длительный вербальный и невербальный контакт с другим человеком;
  • ребёнок не умеет считывать чужих эмоций.

Стереотипии, непонимание обращённой речи, составление игрушек в ряд — эти признаки могут быть, а могут и не быть, только по ним нельзя определить окончательный диагноз. Люди с аутизмом могут иметь сопутствующие патологические состояния, заболевания, и поведенческие нарушения, например, тревожность, эпилепсию, СДВГ, склонность к самоповреждению, нарушения аппетита и сна, проблемы с речью. В диагностике аутизма применяется поведенческое обследование сразу у нескольких специалистов и мониторинг развития ребёнка в привычной для него среде. И чем раньше проходят такие обследования, тем больше вероятность верного диагноза, ведь с возрастом дети, особенно девочки, учатся маскировать своё поведение.

Когда вы слышите фразу, что аутизм не лечится, вы должны понимать, что хоть «волшебной таблетки» от РАС и нет, но состояние можно корректировать, а правильно подобранные система реабилитации и образ жизни приблизят поведение к нормотипичному. Что это значит? Человек с аутизмом может научиться находиться в общественных местах, он может освоить навыки коммуникации с другими людьми, слушать и слышать, выполнять инструкции, смотреть в глаза, может «выучить» некоторые эмоциональные проявления и социально приемлемые реакции на них. Проблемы социализации и адаптации отойдут на второй план, он сможет вести обычный для каждого образ жизни: учиться в школе, работать, самостоятельно себя обслуживать, заниматься любимым делом, вступать в отношения и растить детей. И это вдохновляет не опускать руки, не так ли?