Найти тему

Остров Роз

История искусственного острова у берегов Италии и его «марках»

Начало 60-х годов в Италии выдалось бурным. В стране разразился политический кризис, к 1966 году переросший в экономический. Промедление с проведением основных реформ привело к многочисленным студенческим волнениям и забастовкам рабочих.

Источник: https://dzen.ru/a/ZdGTSS_hdxSmetZg
Источник: https://dzen.ru/a/ZdGTSS_hdxSmetZg

Не исключением стал и год 1968. Продолжались волнения студентов, требующих больше свободы, в воздухе витало предчувствие скорых перемен. А на побережье Адриатического моря местные жители и туристы распевали песни популярной певицы Мины и, как сумасшедшие, танцевали новомодный танец твист.

В это богатый на события год римская газета «Il Messaggero» 26 июня 1968 года сообщила своим читателям о том, что недалеко от побережья Римини родилось новое государство на искусственной платформе. 11 июля еженедельный журнал «Панорама», опубликовал обширный репортаж «Миллионы лир для бесполезного острова».

Что же это был за остров? Какова его история? Чем же он был так знаменит?

Флаг острова Роз
Флаг острова Роз

Об этом в конце 2006 года подробно рассказал создатель искусственного острова 82-летний итальянский инженер Джорджио Роса (род. 7 мая 1925 года) в интервью итальянскому журналисту и известному филателисту Фабио Ваккареза, который живо интересовался всевозможными необычными выпусками марок.

Впрочем, об острове в период его существования довольно много писалось в прессе. Да и потом, время от времени, упоминания об искусственной платформе и учрежденной на ней республике встречаются в статья и книгах. А сегодня сведения об острове Роз прочно обосновались на просторах Интернета.

Сохранившиеся документы и печатные источники позволяют довольно подробно проследить хронику событий разработки, создания и уничтожения острова Роз.

Д. Роса в декабре 2006 в возрасте 82 лет
Д. Роса в декабре 2006 в возрасте 82 лет

Квалификацию инженера промышленного строительства Д. Роса получил в 1950 году. В послевоенный период было очень много работы по строительству новых зданий и промышленных предприятий. Ему пришлось немало потрудиться на стройках. Но его страстью всегда было море с его безбрежными просторами до самого горизонта, свободное от суеты, смога и политических деятелей. Ещё в 1957 году Роса задумал создать сооружение, которое могло бы противостоять силе волн. Но лишь в 1964 году ему удалось начать производить первые опыты непосредственно в море. Он мечтал создать сооружение, которое можно было бы легко доставить от побережья до определённой точки посреди какого-нибудь озера или в открытом море и легко установить его там без больших денежных затрат на проведение подводных работ.

Местоположение острова Роз по отношению к побережью
Местоположение острова Роз по отношению к побережью

Был разработан проект искусственного острова, стоящего на 9 мощных опорах, которые могли легко держать пять этажей площадью по 400 квадратных метров каждый! Рядом можно было бы поставить несколько таких сооружений, а на них устроить, например, большую гостиницу посреди моря!».

15 октября 1969 года Роса получил патент на изобретение № 850.987 «Система построения искусственного острова из стали и бетона в гражданских и промышленных целях». Изобретение состоит в том, что конструкция собирается на берегу, транспортируется в открытое море и устанавливается в районах с глубинами до 40 метров. Пустотелые стальные опоры устанавливаются перпендикулярно к морскому дну. Затем вложенные в них трубы начинают выдвигаться вниз до тех пор, пока не встанут на дно. Потом трубы заполняются цементом. На этом работа закончена. И никаких проблем с коррозией металла.

Первый (и единственный) искусственный остров, построенный по этой технологии, был сооружён в 1968 году в море напротив города Римини с координатами: «44° 10' 48''» северной широты и «12° 36' 00''» восточной долготы.

Остров Роз
Остров Роз

Но этому событию предшествовала огромная подготовительная работа, преодоление немалых трудностей финансового и бюрократического характера.

Расходы для такого дела предполагались немалые, и Роса нашёл нескольких спонсоров, которые вместе с ним вложили деньги в это предприятие.

В 1958 году было учреждено Экспериментальное Общество по закачке цемента (S.P.I.C. - Societа (Sperimentale) per Iniezioni di Cemento) во главе с президентом синьорой Габриелой Чиеричи (Gabriella Chierici) и техническим директором Джорджио Роса. (В 1960 году Габриела и Джорджио поженились). Их компаньонами стали: швейцарцы Йозеф Готфрид Дубач-Виллиджер (Joseph Gottfried Dubach-Villiger) и Элизабет Виниджер (Elisabeth Winiger), В.М. Геллхаус (W.M. Gellhaus) из Бонна (Германия) и Ричард Кинг (Richard King) из Лондона (Великобритания).

Общая стоимость работ равнялась примерно 100 миллионам лир (что по ценам 2006 года составляла примерно 800.000 евро).

Члены Экспериментального общества
Члены Экспериментального общества

15-16 июля 1958 года была обследована береговая линия протяжённостью около 11,5 км в районе Римини и определена точка отсчёта для выбора места расположения будущей платформы. Замеры производились с помощью секстанта, а ориентиром служил высокий маяк Римини.

Роса изучил опыт создания стальной платформы «SAROM-1» (S.A.R.O.M. - Società Azionaria Raffinazione Olii Minerali - Акционерное общество по очистке минеральных масел), сооружённой Аттилио Монти (Attilio Monti) в 1955 году в районе Равенны. Обследование сооружения проводилось с небольшого баркаса с двигателем от автомобиля «Фиат-500», построенного самим Роса.

Платформа «SAROM-1»
Платформа «SAROM-1»

Все лето 1960 года, дважды в неделю, Роса проводил обследование места предстоящих работ, используя в качестве базы небольшой сарай в районе мола Римини.

Наконец точка местонахождения будущей платформы была определена! Она получила кодовое обозначение «Z» и находилась в районе, где глубина достигала 13,4 метра при высокой волне. Точка была отмечена светящимся буем, снабжённым к тому же колоколом, который можно было слышать в тумане, и нанесена на морскую карту, как это предусмотрено правилами Министерства морского торгового флота. Институт гидрографии прибрежных морей, получив запрос Капитанства (аналога российского Пароходства) порта Римини, выдал соответствующее свидетельство № 13372 от 14 сентября 1960 года.

В 1961 году исследовательские работы были продолжены. Идеей создания искусственного острова «заболел» и владелец судоверфи, расположенной в правом крыле портового комплекса Римини, синьор Ринальдини (Rinaldini). Флот ещё не учреждённой республики пополнился небольшим катером, получившим имя «Лучано».

Катер «Лучано», пришвартованный к Острову Роз
Катер «Лучано», пришвартованный к Острову Роз

Летом 1962 года дело застопорилось. В основном из-за финансовых и инженерных проблем. Ко всему прочему, в октябре итальянские власти издали предписание, в соответствии с которым запрещалось строить какие-либо сооружения, мешающие навигации.

30 мая 1964 года удалось договориться с Капитанствами Римини, Равенны и Пезаро о строительстве на причалах судоверфей ёмкостей для хранения дизельного топлива, необходимого для строительства искусственного острова, и о том, что информация о сооружении будет опубликовании для участников навигации.

Строительство острова, наконец-то, началось!

18 апреля 1964 года таможенное управление Болоньи дало разрешение на ввоз в льготном режиме (с освобождением от налогов) судовых горюче-смазочных материалов, транспортировку машин и комплектующих, необходимых для строительства платформы.

Трубы для опор были заказаны в Бергамо и доставлены на судоверфь Пезаро в начале июля 1964 года. Здесь опорные пилоны были смонтированы и сварены.

14 июля 1964 года работы по подготовке опор были завершены. 9 мощных пилонов диаметром 630 мм и длиной по 36 метров каждый были скомпонованы в три группы по три штуки. Сверху и снизу на трубы были приварены специальные створки-жалюзи, которые в закрытом состоянии позволяли отбуксировать пустотелые опоры по морю к месту установки. На месте установки жалюзи отрывались, опоры заполнялись водой и погружались под собственным весом на определённую глубину, раздвигались наподобие подзорной трубы и упирались в дно. При этом участия водолазов не требовалось!

В этот период флот Роса пополнился добротным рыболовецким судном «Бруно I» под командованием капитана Эугенио Гори (Eugenio Gori), а также новым катером, сконструированным Роса и получившим имя «Лидия», который заменил старый баркас 1958 года, пришедший в полную негодность и демонтированный.

Конструкция была спущена на воду и с помощью трех буксиров доставлена в точку «Z». В пятницу, 31 июля 1964 года, опоры коснулись дна моря. Начался монтаж каркаса платформы, состоящий из двутавровых металлических балок, которые приваривали к опорным пилонам. Чтобы платформа приобрела устойчивость, все опоры равномерно должны были войти в дно на глубину 12 метров. До этого момента стойки должны были быть закреплены якорями, изготовленными компанией «Edilpali». Операция, которой руководил синьор Г. Вицинелли (G. Vicinelli.), началась 29 августа.

Монтажники столкнулись с определёнными трудностями, вызванными ошибками в расчётах. Поэтому этот блок работ растянулся по времени почти на месяц и завершился только 21 сентября. Опоры были заякорены. Дальнейшими работами поочерёдно руководили синьор Гварнели (Guarnieli, с 29 августа по 1 октября 1964 г.) и синьор Кабано (Cabano, с 1 октября 1964 г. по 13 февраля 1965 г.). 13 (!) февраля 1965 года конструкция, так и не заглублённая в дно, как это предусматривал проект, во время сильного шторма опасно накренилась. Лишь в мае-июне ее вновь удалось установить в вертикальное положение при помощи понтонов, которые предоставило Адриатическое общество Анконы (Societа Adriatica di Ancona).

Новый контракт на крепёж конструкции был заключён с предприятием «Феррари».

21 мая 1965 года платформу посетили первые гости и она получила собственное имя: Остров Роз, что было производным от фамилии Д. Роса с одной стороны, а с другой - определялось тем, что изобретатель мечтал создать цветущий сад среди моря вдали от итальянских границ, чтобы быть независимым в политическом и экономическом планах и не подчиняться финансовым законам Италии.

8 сентября Капитанство порта Римини потребовало от владельцев платформы получить разрешение на использование пристани порта. Но такого разрешения получено так и не было.

Остаток 1965 года и весь 1966 год продолжались работы по оборудованию острова Роз. Но шли они со скрипом из-за крайне неблагоприятных метеоусловий. В неделю от силы удавалось поработать только дня три.

В ноябре 1966 года Роса заявил представителям Капитанства порта Римини, что ему не требуется чьих-либо разрешений на свои действия, поскольку его эксперимент проводится вне территориальных вод Италии.

Вымпел Острова Роз
Вымпел Острова Роз

Фактически остров был в 11,847 километрах (7,3 морских милях) от побережья, в международных водах, в 735 метрах от итальянской морской границы. Красные лампы на самом острове и на бакенах на подходе к сооружению делали платформу хорошо видимой для судов, путешествующих по Адриатическому морю.

Между тем строительством заинтересовалась пресса. 6 ноября 1966 об острове появилась статья в еженедельнике «Улыбки и шутки». Реакцией на эту статью стало заявление представителя Капитанства порта Римини полковника Сангинетти (Sanguinetti) с требованием прекратить работы, либо получить на них разрешение в «Национальном агентстве по углеводородам», в чьём ведении находилась зона строительства.

Следующей островом заинтересовалась государственная полиция Италии. Руководитель Отдела генеральных расследований и спецопераций (D.I.G.O.S. - Divisione Investigazioni Generali e Operazioni Speciali), синьор Паглиаруло (Pagliarulo), 23 января 1967 года затребовал всю информацию о проводимых экспериментальных работах.

8 февраля представитель таможенных органов Италии синьор Мартелли (Martelli) потребовал застраховать операции по вывозу стройматериалов и оборудования, необходимых для возведения платформы. Страховой полис был получен только 5 ноября 1967 года.

3 и 4 марта 1967 г. Пьетро Цуллино (Pietro Zullino), один из соратников Роса, дал обширное интервью еженедельнику «Эпоха» («Epoca»), а 7 марта - журналу «Новости 2000» («Novella 2000»).

20 мая в 280 метрах от платформы была сделана важнейшая находка. При бурении дна был найден пласт пресной воды, пригодной для питья. Это место было обозначено бакеном с высокой мачтой. Эту мачту итальянские власти первоначально приняли за антенну пиратской радиостанции. 7 июня полковник Сангинетти вновь пригрозил запретить все работы, но 10 июня, после доклада о находке воды, отказался от своих претензий.

20 августа 1967 года остров был открыт для посещения всем желающим. Кто-то заглядывал по пути, а кто-то приезжал из любопытства, узнав о сооружении из газет, купленных на итальянском побережье. Всем туристам дарился вымпел с гербом и названием острова.

-10

Между тем, работы по оборудованию платформы продолжались. Ее верхняя точка возвышалась над уровнем моря уже на 8 метров. Вся площадка была обнесена по периметру невысоким ограждением из специального кирпича, армированного металлом. Общая площадь искусственного острова составила 400 кв. м (20x20 метров). Началось строительство площадки второго этажа. Всего же предполагалось возвести пять этажей.

Был сооружён специальный причал для катеров и моторных лодок, который получил название (эсперанто) «Haveno Verda» - «Зеленая Гавань». Место причала было окружено большими резиновыми трубообразными ёмкостями, заполненными пресной водой. За счёт разницы плотности морской и пресной воды они плавали на поверхности моря, гася волны во внутренней акватории гавани, предназначенной для разгрузки прибывающих судов. Эта идея была позаимствована у англичан, успешно применяющих подобную технологию на аналогичных платформах в большом Лондоне.

Макет Острова Роз
Макет Острова Роз

На платформе были открыты несколько магазинов, сувенирная лавка, кафе, почтовое отделение, крохотная гостиница, бар и ресторан. Вопреки распространяемым газетами слухам, от планов размещения на острове казино или пиратского радиопередатчика (для трансляций запрещённой рекламы) сразу решено было отказаться. Зато вынашивались планы организовать на острове продажу по низкой цене нефтепродуктов для катеров и моторных лодок (за счет отказа платить налоги с продаж в итальянскую казну).

Каждая из четырёх сторон искусственного острова представляла собой «улицу» с собственным названием и порядковым номером расположенных на ней заведений. Например, адрес почтового отделения был «Улица Бизе, № 3». Этот адрес можно было увидеть и на специальных конвертах, которые продавались только там. Полный же адрес звучал так: «L.T. insulo de la Rozoj. Vojo Bizet 3 - Havena Verde - Valico di Rimini (Forlì - Italia)», что на языке эсперанто означало следующее: «Свободная территория острова Роз, улица Бизе, № 3 - Зелёная Гавань - пункт транзита Римини (район Форли - Италия)». (Форли - название одного из районов города Римини).

На втором этаже был дом бармена, Пьтеро Чьяватта (Pietro Ciavatta), который был также охранником платформы, и его жены. Эта пара постоянна проживала на острове.

На острове был ещё один постоянный житель - Пьетро Бернардини (Pietro Bernardini). Пьетро попал сюда по воле случая после кораблекрушения, проведя 8 часов в море, пока его не прибило к платформе. После этого он арендовал её часть на один год и стал здесь жить.

Герб Острова Роз
Герб Острова Роз

Языком общения на острове был объявлен искусственный язык эсперанто, чтобы придать острову некий межнациональный колорит. Кроме того, это должно было символизировать независимость территории платформы от Италии. Роса и его друзья также собирались впоследствии обратиться в ООН с просьбой о своём международном признании. Однако события последующих нескольких месяцев не позволили оформить подобные запросы.

Министерство морского торгового флота ещё дважды, 23 марта и 17 апреля 1968 года запрашивало Капитанство порта Римини по поводу Острова Роз, высказывая сомнение в законности его сооружения.

В ответ на многочисленные нападки, 1 мая 1968 года Джорджио Роса и его соратники объявили о независимости искусственного острова и провели первое заседание созданного ими правительства. Они распределили между собой обязанности и сферы деятельности. Планировалось создать несколько департаментов, в том числе торговли, иностранных дел и связи, что и было отражено в протоколе № 1 заседания правительства острова.

Выписка из протокола № 1 «правительства» Острова Роз
Выписка из протокола № 1 «правительства» Острова Роз

Президентом был избран Джорджио Роса. Департамент президента возглавил Антонио Малосси (Antonio Malossi), департамент финансов - Мария Альвергна (Maria Alvergna), департамент внутренних дел - Карло Чиерики (Carlo Chierici), департамент промышленности и торговли - Лучано Марчетти (Luciano Marchetti), департамент связи - Лучано Молье (Luciano Molè), департамент иностранных дел - Цесарина Меззини (Cesarina Mezzini).

24 июня 1968 года на платформе была организована пресс-конференция, где и было официально объявлено о провозглашении независимости. На ней присутствовали журналисты и фоторепортёры. В их числе был синьор Давид Минжини (Davide Minghini), известный своими интересными фотоработами и дружбой с кинорежиссёром Федерико Феллини. Ему принадлежат многие фотографии, которые до сих пор хранятся в архиве Роса.

Вырезка из итальянской газеты «l Messaggero» от 26 июня 1968 года. Провозглашение независимости «нового государства»
Вырезка из итальянской газеты «l Messaggero» от 26 июня 1968 года. Провозглашение независимости «нового государства»

Между островом и итальянским побережьем, не взирая на официальные запреты, уже с весны шла бойкая торговля. А «департамент связи» за это время успел подготовить проекты марок и отпечатать «знаки почтовой оплаты» для своей будущей почты. Все это встревожило как местные власти, так и некоторых политических деятелей, которые не могли допустить у себя под боком «государственного образования» вне юрисдикции Италии.

Правительство же Острова Роз, ссылаясь на мнение юристов, неоднократно заявляло, что не нарушает ни итальянских законов, ни законов международного права.

Власти по-прежнему настаивали на том, что платформа находится в территориальных водах Италии. Они обвиняли Роса в преднамеренной попытке скрыть доходы от туристической деятельности.

25 июня сторожевой катер береговой полиции с представителями службы финансовой безопасности и Капитанства порта Римини заблокировал подходы к платформе, не позволяя никому высадиться на остров.

Роса и члены его правительства обратились к итальянским властям с требованием вернуть им остров, но их заявление было отклонено несколько месяцев спустя парламентом Италии. Мало того, был издан приказ о разрушении их творения.

Через 55 дней после провозглашения независимости Острова Роз, в 7.00 утра 25 июня 1968 года, платформу окружили катера полиции с карабинерами и агентами D.I.G.O.S. и службы финансовой безопасности на борту. Представители властей высадились на остров, оправдывая свои действия необходимостью пресечь многочисленные нарушения таможенных, финансовых, миграционных и санитарных правил. Потерпевшая сторона объявила эти действия прямой военной оккупацией суверенного Острова Роз.

К острову было запрещено швартоваться каким бы-то ни было судам, а охраннику острова и его жене (единственным обитателям сооружения на тот момент) запрещалось покидать платформу.

Правительство Эсперантистской Республики острова Роз (как оно стало назвать платформу) направило президенту Итальянской Республики Джузеппе Сарагату (Giuseppe Saragat) телеграмму протеста, оставленную, впрочем, без ответа.

Вокруг этих событий, как водится, началась политическая возня, преследующая меркантильные интересы некоторых партий и отдельных политиков. В адрес Роса поступило несколько предложений продать платформу...

Джоржио Роса с фото Острова Роз
Джоржио Роса с фото Острова Роз

Только 11 июля итальянские власти позволили охраннику острова, Пьетро Чьяватта (Pietro Ciavatta), с женой вернуться в Римини.

7 августа Джорджио Роса был вызван на допрос к синьору Мариани (Mariani) в полицейский участок в Болонье. А 8 августа президенту Экспериментального Общества по закачке цемента (S.P.I.C.), синьоре Габриеле Чиеричи, и техническому директору проекта Джорджио Роса было вручено уведомление о предстоящем разрушении Острова Роз. Закономерно последовавшие бурные протесты не возымели никакого действия.

В сентябре 1968 года специально созданная комиссия Государственного Совета Италии подтвердила правильность решения об уничтожении искусственного острова. 30 сентября комиссия доложила правительству Италии о том, что разрушение платформы потребует затрат в 31 миллион лир (264 тысячи евро по ценам 2006 года).

Судебные тяжбы между владельцами платформы и властями и споры между политиками и партиями о правомерности существования острова длились до двадцатых чисел февраля 1969 года. В ходе их Роса даже обвинили в привлечении себе в помощь неких иностранных вооружённых сил!

А тем временем с платформы было вывезено все мало-мальски ценное имущество. Последняя самоходная баржа итальянских военно-морских сил прибыла с грузом в Римини 29 ноября 1968 года. Та же баржа 22 января 1969 года завезла на искусственный остров взрывчатку для подрыва платформы.

Остров Роз после первой попытки подрыва
Остров Роз после первой попытки подрыва

11 февраля боевые пловцы военно-морских сил Италии из группы «Teseo Tesei» произвели минирование опор платформы. На каждый из девять пилонов было закреплено по 75 кг взрывчатки (всего 675 кг). Прогремел взрыв. Но платформа осталась стоять! Ее спасла конструкция опор в виде подзорной трубы, создавшая между вложенными секциями небольшие пустоты, сыгравшие роль буфера. Да и залитый в опоры бетон придал им заметную прочность. Все девять 36-метровых опор устояли, получив лишь незначительные вмятины! Идея Роса о сверхустойчивости подобной конструкции блестяще подтвердилась!

Ещё через два дня, 13 (опять тринадцатого!) февраля, на каждую опору навесили по 120 кг взрывчатки (всего больше тонны!). От мощного взрыва платформа содрогнулась, накренилась и… вновь устояла!

Повторный подрыв Острова Роз
Повторный подрыв Острова Роз

И, все же, повреждения были слишком велики. В среду, 26 февраля, сильнейший шторм довершил дело. Эсперантистская Республика остров Роз перестала существовать. Последующие 40 дней шёл интенсивный демонтаж конструкции, чтобы полностью избежать возможности столкновения с ней курсирующих в этих водах судов.

Разочарование от разрушения мечты «граждан республики» было скрашено проявлением солидарности с ними большого количества людей, как итальянцев, так и иностранцев. Жители побережья сетовали газетам, что была разрушена такая интересная достопримечательность, привлекавшая толпы туристов. Роса получил множество писем из разных стран со словами поддержки и сочувствия. Его фамилию желали видеть в технической документации многих проектов. Он получил даже предложение спроектировать гостиницу в Адриатическом море в территориальных водах Италии!

Позже, в 2020 году, на экраны вышел художественный фильм «Невероятная история Острова Роз», снятый по мотивам этой истории.

Афиша фильма «Невероятная история Острова Роз» (2020 г.)
Афиша фильма «Невероятная история Острова Роз» (2020 г.)

«Марки» острова Роз впервые описал итальянский журнал «Панорама» в июле 1968 года.

-19

Журнал рассказал, что они были отпечатаны малыми листами по 10 «марок» (2х5 штук) в каждом. На каждом листе в поле сверху был изображён герб острова (три розы на геральдическом щите), год издания и надпись (эсперанто) «Свободная территория острова Роз».

-20

Все листы являлись номерными. Валютой должна была стать денежная единица «росс» (эквивалентная 100 лирам), но на «марках» обозначена номинальная стоимость 30 мило. Никаких монет и банкнот для острова Роз издано не было. «Марки» же можно было приобрести для коллекции по цене 300 лир за лист чистых «марок» и 150 - погашенных штемпелем с текстом «Verda Haveno» («Зеленая Гавань»).

-21

Основная «марка» в 30 мило была напечатана тиражом в 5 000 экземпляров. «Марка» существует в двух вариантах: с и без короткого красного бруска между L. и T. Перфорация линейная 11. «Марка» с клеем, хотя, по прошествии нескольких лет, от него остались едва заметные следы. Водяной знак отсутствует. Ни на листах, ни на самой «марке» нет имени ни художника, ни издателя, но оба были, несомненно, итальянцами.

-22

«Марки» продавались на острове Роз с 1 мая по 25 июня 1968 года, до того момента, когда платформа была занята представителями итальянских властей. Как полагает синьор Роса, было продано всего несколько сотен «марок» острова. Остальные были уничтожены во время пребывания на платформе «оккупантов» и в момент подрыва сооружения. Таким образом, лишь немногие счастливцы обладают этой редкой «маркой». Количество же проданных конвертов вообще не превышает 100 штук.

Известен один конверт с последней датой гашения - 24 июня 1968 года.

-23

После этой даты несколько листов с «марками» были снабжены надпечаткой «Milita Itala Okupado» - «Итальянская военная оккупация» в прямоугольнике 23x27 мм. Таких «марок» было изготовлено всего менее сотни.

-24

Был также изготовлен ручной каучуковый штемпель размером 97x60 мм с надписью «Italian forces occupation» - «Итальянские оккупационные силы». Но его применение было неудобно из-за большой длины. Поэтому было надпечатано всего два листа с марками (20 штук).

-25

11 февраля 1969 года были отпечатаны ещё три «марки» номиналом 30, 60 и 120 мило. Все они имею один и тот же рисунок: платформа в момент её разрушения. Справа от взрываемого острова виден полицейский катер с красным флагом на корме. Внизу надпись на латыни: «Hostium rabies diruit opus non ideam» – «Чужеземцы разрушили плоды труда, но не идею». «Марки» имеют черную траурную ленту в левом верхнем углу.

-26

Всего было изготовлено 150 листов по 10 «марок» в каждом. Надписи на «марках» и на полях листов звучали как «Esperanta Respubliko insulo Rozoj» – «Эсперантистская Республика острова Роз». Имелся герб острова, год издания и номер листа. «Марки» имеют линейную перфорацию 11 и клей. Водяные знаки отсутствуют. «Марки» существуют только чистые. Гашеные не встречаются.

-27

Синьор Роса рассказал, что планировалась регулярная связь между островом и итальянским побережьем. В стоимость, составляющую 150 лир для одного конверта, включалась перевозка письма в Италию и наклеивание на него государственных почтовых марок Италии, которые гасились в государственном почтовом отделении. Известны такие конверты со смешанной франкировкой, прошедшие почту.

-28

«Марка» острова гасилась островным штемпелем непосредственно на платформе. Встречающийся ручной однострочный штемпель с текстом (эсперанто) «Unua tago de eldono» – обозначает «Первый день использования».

Другие мои публикации:

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии (вступительная статья о том, как всё начиналось, откуда появился термин «почтовые призрак» и что он подразумевает).

Три взаимосвязанных публикации о «почтовых призраках», созданных членом Ассоциации лионских юмористов (Франция) Огюстом Бурди и его похождениях со своими друзьями:

(1) Орден Гвоздя (а также, что за наука такая «Клавологика» и где находится «Институт клавологических наук»);

(2) Иль-Барб (остров Барб) (как он стал «Суверенным государством Иль-Барб»);

(3) Огюст Бурди и его марки (из истории жизни и творчества этого неординарного человека, художника и коллекционера).

История, случившаяся сто лет назад. (о французском художнике и авантюристе Деландре и его «марках»).

Республика Кугельмугель (о необычном доме-шаре в Австрии и его создателе).

Тайна «марок мормонов» (об американском штате Юта, мормонах и авантюре с их «марками»).

Острова, «призраки» и... козы (о «почтовых призраках», связанных с названием этих животных).

Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства (история жизни французского авантюриста Давида де Майрены, Мария I, Короля Всех Седангов).