Аспирант факультета русской филологии и документоведения Ксения Мозгачёва изучает региональную идентификацию туляков и является соавтором словаря «Тульская область: опыт описания представлений туляка в первой трети XXI века». В нашей рубрике «Быть молодым ученым» Ксения рассказала, что такое прецедентные имена, за что любит педагогику и почему ученый – творческий человек.
Я поняла, что занимаюсь наукой, когда мой научный руководитель Григорий Валериевич Токарев предложил тему диссертации. Во времена написания магистерской совсем не думала, что буду человеком науки. Толчком же к этому стало то, что я состояла в команде гранта РНФ как раз под руководством Григория Валерьевича. Тогда я начала углубленно изучать тему региональной идентичности. Результатом работы стал словарь «Тульская область: опыт описания представлений туляка в первой трети XXI века». Это и стало отправной точкой к тому, что я осознала себя как ученого.
Я исследую прецедентные имена. Это имена собственные, которые перестали выполнять свою номинальную функцию и стали знаками культуры. Например, Лев Толстой. Для нас он не просто писатель, который проживал в определенный период времени. Для туляков Толстой – это уже символ. Мы, жители Тулы, ассоциируем его с собой, с регионом, с Ясной Поляной. Прецедентные имена приобретают символическое значение, эталоны, стереотипные представления.
Сейчас я работаю над кандидатской диссертацией: занимаюсь поиском информации, провожу опросы среди жителей Тулы. Это не теоретическая работа, потому что тема новая, да и лингвокультурология – молодая наука. В нашем регионе прецедентными именами углубленно еще никто не занимался.
В будущем я планирую написать словарь по прецедентным именам, потому что пока такого не существует. Хочется уловить эти процессы, потому что они ускользают. Сейчас мы замечаем имена, которые заслуживают особого внимания. Хотелось бы, чтобы они были зафиксированы на носителях, а не только в памяти земляков.
Мне повезло найти «своего» научного руководителя. Я знаю много историй об отрицательном опыте, и очень рада, что это меня не коснулось. Я всегда во всем советуюсь с Григорием Валериевичем. Однажды была спорная ситуация, он сказал: «Вы доверили мне свой профессиональный путь, и я за вас в ответе». Теперь я понимаю, что научному руководителю небезразлична моя научная и профессиональная судьба. Чувствовать поддержку очень важно. Даже если и бывают конфликты, это все лишь потому, что научный руководитель хочет гордиться своими аспирантами. Похвалить может каждый, а вот сказать правду, подредактировать, подсказать – не все.
Я получаю удовольствие, когда у моих студентов начинает получаться. Я веду сложные дисциплины, по которым сдают экзамены. Мы можем оставаться после занятий, чтобы я им что-то объяснила. Когда я вижу, что материал наконец-то усвоен, и после экзамена они пишут, что сдали – очень радуюсь и понимаю, что все было не зря.
В науке мне важно быть нужной и значимой. Я не привыкла что-то бросать на полпути, поэтому продолжаю свое исследование. Хочется, чтобы о моих работах узнали, услышали, желательно не только в пределах региона. Очень важно оставить после себя даже небольшой след.
Образ ученого складывается на стереотипах. Людям представляется человек, который сидит в книжках, никуда не ходит, отказывается от всего ради науки. Это не так. Например, во время работы над словарем я ездила по всем районам Тульской области, фотографировала, общалась с людьми. Это не однообразная работа с архивами или компьютером. Люди науки – творческие.
Статус молодого ученого – это очень почетно. Здорово, что сейчас оказывается колоссальная поддержка молодым ученым. Я вижу, что бакалавров приглашают на научные мероприятия, чтобы они познакомились с исследованиями, аспирантами. Чувствуется связь профессор – кандидат – молодой ученый – бакалавр.
В свободное время, которое бывает очень редко, я читаю художественную литературу. Это помогает отвлечься, уйти от всех мыслей. Но это удается очень редко. Я люблю роман «Воскресение» у Толстого, и совсем недавно мне удалось его перечитать.
Путь в науку нужно начать с выбора научного руководителя. Этот человек поможет определиться с нужной темой. Важно, чтобы в общении с ним было комфортно. И, конечно же, область научных интересов должна совпадать, безусловно.
Если бы не наука, я бы продолжила работать в сфере образования. Я была преподавателем в колледже на протяжении пяти лет и планировала там остаться, но наука меня переборола. Я благодарна за тот опыт, который я там получила.
Не бояться, пробовать ошибаться и «набивать шишки» – вот мой совет начинающим ученым. Не нужно бояться подходить к старшим. Если ты спрашиваешь и интересуешься, значит, двигаешься в правильном направлении