Найти тему
Т-34

Майкопский огненный десант. Диверсионная воздушно-десантная операция моряков-черноморцев во время битвы за Кавказ. 1942

Боевой путь Красной Армии и Военно-Морского флота отмечен выдающимися победами. Они завоёвывались в больших сражениях и боевых схватках, в которых советские воины проявляли беспримерную отвагу и мужество. Из подвигов воинов, подразделений, частей складывалась наша историческая победа. И каждый подвиг дорог народной памяти.

«Лётчики Черноморского флота совершили налёт на вражеский аэродром. Советские бомбардировщики сделали по 5-6 заходов на цель. Затем появились штурмовики, которые обрушили свои удары на прожекторные и зенитные установки противника. Вслед за этим транспортные самолёты сбросили с небольшой высоты парашютистов. Приземлившись, наши десантники подожгли находившиеся на аэродроме самолёты и скрылись. Всего в результате этой операции сожжено 13 и серьёзно повреждено 10 немецких самолётов».

Это сообщение Советского информбюро было опубликовано четверть века назад. События тех дней теперь для нас стали далёкой историей. Далёкой и незабываемой. Давайте восстановим шаг за шагом все как было.

ВЕЧЕРОМ 23 ОКТЯБРЯ 1942 ГОДА на аэродроме, находящемся неподалёку от Сухуми, была объявлена боевая тревога. Через несколько минут около командного пункта выстроилась длинная цепочка парашютистов. Капитан Орлов, командир парашютно-десантной роты, доложил:

— Авиадесантный отряд моряков-добровольцев готов к выполнению боевого задания.

В напряжённой тишине командующий ВВС Черноморского флота генерал-майор В. Ермаченков не спеша прошёл вдоль строя, проверил оружие, снаряжение. Потом пригласил всех в небольшой зелёный домик, расположенный на окраине аэродрома. Здесь, у развёрнутой карты, он объяснил обстановку.

-2

Для наших войск она была в то время крайне тяжёлой. Сосредоточив главный удар на Сталинград, враг продолжал наступать на Кавказском направлении, используя своё преимущество в воздухе. В начале октября особенно возросла активность истребительной авиации противника на Туапсинском участке. Это затрудняло перегруппировку войск, связывало действия наших истребителей, прикрывавших морские коммуникации.

Стало известно, что командующий гитлеровскими воздушными силами на Юге генерал-майор Рихтгофен перебазировал свои лучшие эскадрильи асов на Майкопский аэродром.

— Ваша задача, — сказал генерал В. Ермаченков, — взять штурмом аэродром противника и уничтожить базирующиеся там истребители.

С аэродрома десантный отряд вылетел в 21 час 35 минут.

Пятнадцать парашютистов группы прикрытия летели на транспортном самолёте ПС-84, пилотируемом капитаном П. Малиновским. Основная диверсионная группа (двадцать десантников и два местных партизана-проводника) — на ТБ-3, который вёл капитан С. Гаврилов.

В 22.45 четыре наших бомбардировщика произвели бомбардировку Майкопского аэродрома и расположенной рядом железнодорожной станции.

-3

В 23 часа 29 минут 30 секунд ПС-84 вышел на восточную кромку вражеского аэродрома и, находясь в лучах прожекторов, под огнём зенитных батарей, начал выброску десанта. Ею руководил опытный десантник, бывший мастер парашютного спорта капитан М. Орлов. В 23.30 высадка была закончена.

ТБ-3 вышел несколько севернее центра аэродрома с опозданием на 1,5—2 минуты. В 23.32 капитан А. Десятников, помощник командира парашютно-десантной роты дал команду начать высадку. Самолёт был уже над центром аэродрома, когда в бензобак попал снаряд. Парашютисты выпрыгивали из горящего самолёта.

В 23.33 ТБ-3 пошёл на резкое снижение и ударился о землю. Из членов экипажа спастись удалось лишь командиру корабля С. Гаврилову.

Прожекторы освещали снижающихся парашютистов. Всё небо было в разрывах снарядов и росчерках трассирующих пуль. Потом лучи прожекторов легли на лётное поле. Усилился настильный огонь. Однако спустя несколько минут в различных секторах аэродрома один за другим начали взрываться самолёты противника.

...У нас, журналистов, бывают счастливые случайности. Именно такой была для меня встреча с одним из бывших участников майкопского десанта Яковом Леонтьевичем Фруминым. После войны он окончил индустриальный институт и сейчас работает на строительстве нового промышленного района в Кишинёве.

-4

...Вместе с начальником цеха Майкопского завода им. Фрунзе В. Гульником и рабочим этого же завода И. Гуромой мы идём по тому самому лётному полю, на которое они памятной октябрьской ночью ринулись с неба. С тех пор много утекло воды. Но они не забыли ничего.

Первой на аэродром приземлилась группа прикрытия, возглавляемая младшим сержантом Г. Чмыгой. Огнём ручных пулемётов и автоматов она подавила несколько точек противника. А главное — отвлекла на себя внимание гитлеровцев, пока другие десантники были ещё в воздухе. Во время взрыва бензобака некоторых обдало бензином, и они, падая, сбивали с себя пламя. Двоим этого сделать не удалось: их парашюты сгорели в воздухе. Одним из них был Михаил Мальцев.

— Что будет трудно, — вспоминает Владимир Леонидович Гульник, — мы знали. Сознательно шли на это. И всё-таки в первое мгновение, когда я оторвался от самолёта, стало страшно. Рой трассирующих пуль. Разрывы зенитных снарядов. Слепящие лучи прожекторов. А тут ещё при прыжке из горящего самолёта мне обожгло лицо и руки. Боль нестерпимая. К счастью, мы приземлились почти совсем рядом с самолётами, и гитлеровцы не решались стрелять в нашу сторону, боясь поджечь свои же истребители. Именно на это и был наш расчёт: внезапно обрушиться сверху на голову врага.

Вскоре ко мне подбежали несколько наших десантников, и мы бросились к самолётам. Пробив отверстие в крыле или фюзеляже, мы закладывали туда термитные гранаты и, выдернув чеку, отбегали в сторону. Через двадцать секунд раздавался взрыв и самолёт окутывался пламенем. Особенно решительно действовали Николай Кудзин, Александр Капустин, Яков Фрумин, Василий Муравьёв, Пётр Павленко, Василий Перепелица. Каждый из них сжёг не по одному самолёту.

-5

Я слушаю Владимира Леонидовича, смотрю на его обгоревшее лицо, и передо мной рождаются кадры: мечущиеся по земле синие щупальца прожекторов, бушующее багровое пламя, и из него выходят чёрные, просмолённые копотью матросы в бескозырках.

Операция продолжалась несколько минут. Старшина Соловьёв, командовавший десантным отрядом, дал две зелёные ракеты. Начался отход в условленном направлении. Но аэродром уже был оцеплен вражескими мотоциклистами. Пришлось с боем пробиваться.

Иван Захарович Гурома вспоминает:

— Наша группа оказалась в горах без единого глотка воды, без продовольствия. Все начали ослабевать, опухать с голоду. Выручили подростки из станицы Севастопольской. Они пасли в лесу скот. Узнав, что мы краснофлотцы, тут же принесли хлеб, воды, объяснили, как лучше пройти к своим. После войны я отыскал этих ребят. Ими оказались Саша Остроухов, Василий Белокобыльский, Вера Радомская, Люба Литовкина. Теперь они уже взрослые, и я частенько к ним наведываюсь. Если можно, поблагодарите их через газету.

Я выполняю вашу просьбу, Иван Захарович. Жаль, что не могу этого сделать в адрес всех остальных, кто в ту суровую осень помог и другим парашютистам пробиться через линию фронта. Из тридцати семи участников десанта двадцать два с оружием в руках вернулись на свою базу. Все они были награждены боевыми орденами.

-6

НЕУМОЛИМО время. С годами многое сглаживается в нашей памяти. Но бывают события, над которыми оно не властно. Напротив, на расстоянии они выглядят ещё величественнее и легендарнее. Время как бы застывает над ними гранитными монументами и превращается в вечность. Таков подвиг черноморских моряков под Майкопом.

На днях я, наконец, отыскал и встретился с бывшим командиром парашютно-десантной роты М. Орловым. В 1949 году в звании подполковника он вышел в отставку и сейчас живёт в Евпатории. Кстати, здесь же я нашёл ещё двух бывших участников Майкопского десанта — Ивана Михайловича Касьянова и Александра Михайловича Капустина.

Много часов мы провели в воспоминаниях. И как это часто бывает, больше говорили о тех, кто не дошёл до победы. Вспомнили мужественный подвиг старшины Павла Соловьёва, который потом, под Новороссийском, чтобы спасти товарищей, прыгнул с парашютом на скалы и разбился; двадцатилетнего Сашу Малышкина, погибшего при штурме аэродрома; сержанта Сашу Щербакова, который даже тяжело раненный продолжал вести бой.

-7

...Недалеко от Майкопского аэродрома стоит высокий обелиск. У его подножия горит Вечный огонь. Здесь, рядом с героями гражданской войны, похоронены те, кто погиб во время десантной операции. На чёрном мраморе золотом выведены их имена. Вот они: краснофлотец А. И. НАЩЕКИН, 1917 года, призван Ново-Бугским военкоматом; сержант Ф. Ф. КРАВЧЕНКО, 1913 года, призван Очаковским военкоматом; мл. сержант М. Н. МАЛЬЦЕВ, 1919 года, призван Шахтинским военкоматом; краснофлотец А. П. МАЛЫШКИН, 1920 года; краснофлотец А. М. ТЕРЕЩУК, 1918 года, призван Петровским военкоматом; мл. сержант С. С. САВИН, 1921 года, призван Красногвардейским военкоматом Москвы; сержант В. П. ТИШКО, 1917 года, призван Ново-Бугским военкоматом; сержант А. Т. ПАСЮК, 1918 года, призван Дарницким военкоматом; краснофлотец В. А. ПЕРЕПЕЛИЦА, 1921 года, призван Белопольским военкоматом; ст. сержант П. Ф. СКИБЕНКО, 1915 года, призван Симферопольским военкоматом; сержант А. М. ЩЕРБАКОВ, 1918 года, призван Мончегорским военкоматом; сержант В. Г. БЕРЕЖНОЙ, 1917 года, призван Ейским военкоматом; краснофлотец Н. 3. НЕСТЕРОВ, 1921 года, призван Мариупольским военкоматом; М. ТЕРЕЩЕНКО и А. СУХАНОВ — партизаны из Майкопа.

Почти всем им было немногим больше двадцати. Дети революции, они стали её достойными солдатами. Всего две недели они не дожили до 25-й годовщины Октября. И погибли во имя того, чтобы никогда для людей не померк этот день.

А. РОМАНОВ (1967)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц