Найти тему
Русь Триединая

КЛЮЧИ ОТ РУССКОГО ХАРЬКОВА Ключ памяти 31 Т-34 - СТАЛЬНАЯ ПЛОТЬ АНГЕЛА ПОБЕДЫ

Танк Т-34 на постаменте в Харькове возле танкового училища (фото автора)
Танк Т-34 на постаменте в Харькове возле танкового училища (фото автора)

Общеизвестно, что в Харькове был создан легендарный танк Т-34.
Но как происходило чудо рождения этого шедевра танкостроения мало кому известно.
Гениальное решение создания этого танка пришло в голову советскому, русскому конструктору Михаилу Ильичу Кошкину, а не немецкому инженеру. Сначала из тонкого мира конструктору приходит идея танка, конструктор отображает будущий танк на бумаге, и потом этот танк обретает стальную плоть. Этот Грозный ангел Победы в Великой Отечественной войне вошел в историю как танк Т-34. Танк появился накануне войны и в этом появлении уже был залог будущей Победы!
Работая в КБ Харьковского завода № 183, Михаил Кошкин получает судьбоносное задание, ему необходимо разработать колесно-гусеничный танк.
Но это не вдохновляет конструктора. Он буквально одержим другим заданием, и на свой страх и риск решает параллельно с заказанным танком, получившим заводской индекс А-20, в КБ разработать другой, чисто гусеничный А-32.
А-32 был разработан вне конкурса, на энтузиазме конструкторов, которые верили в свое детище. В те времена инициатива могла быть наказуема, к тому же, новый проект не укладывался в концепции военных теоретиков того времени.
Броня танка располагалась под большими углами (до 60 градусов). Это было простое и, вместе с тем, гениальное решение. Это позволило при меньшей толщине брони обеспечить танку защиту от снарядов, которые рикошетили от брони.
Но комиссия решает, что создавать машину в металле нет смысла.
Мало вытащить идею из духовного, тонкого мира, главное проявить мужество и отстоять ее при воплощении, ведь истинное служение без риска не бывает!

Михаил Кошкин с сотрудниками КБ.
Михаил Кошкин с сотрудниками КБ.

Не только танку, но и самому конструктору нужно выдержать проверку на прочность. Не соглашаясь с доводами оппонентов, Михаил Кошкин в присутствии Сталина горячо отстаивает свое мнение.
Хотя другие выступавшие всячески восхваляли достоинства колесно-гусеничного варианта, Сталин, закрывая дискуссию, предложил параллельно сделать аналогичный по характеристикам, но уже чисто гусеничный танк. Это была первая победа харьковского конструктора!
Через три месяца на заседании Главного военного совета РККА опять общее мнение было в пользу А-20, и вновь Сталин предложил испытывать оба варианта.
Были собраны опытные образцы, но комиссия не высказалась, какой танк лучше и может быть предложен на вооружение Красной Армии. И вот в сентябре испытания Т-32 на полигоне произвели на всех неизгладимое впечатление. Ворошилов предложил усилить бронирование Т-32.
19 декабря 1939 года машине присваивается легендарное название Т-34.
Было решено изготовить два опытных образца и показать в Москве. Своим ходом, преодолев белее семисот километров, машины дошли из Харькова до Ивановской площади Кремля.
Сталин, не удержавшись, сам сел за рычаги нового танка, после чего окрестил новый танк «ласточкой».
И все же, несмотря на ласковое определение Сталина, недоброжелатели продолжают доказывать, что Т-34 армии не нужен. К «тридцатьчетверке» предъявляются все новые и более жесткие требования.
Преследуется одна цель: не допустить производство Т-34.
Заместитель наркома обороны СССР маршал Кулик, прекращает производство и приемку танков Т-34. В результате, к середине сентября 1940 года было выпущено лишь три серийных экземпляра. Михаил Кошкин болен, но руководит доработкой танка. К концу лета 1940 года здоровье Кошкина резко ухудшается, и 26 сентября он умирает. И все же главное дело своей жизни, может быть, то, ради чего он был призван на землю, он сделать успел!

Сталин осматривает новые танки в Кремле.
Сталин осматривает новые танки в Кремле.

11 апреля 1942 года Михаилу Ильичу Кошкину за создание танка Т-34 посмертно будет присуждена Сталинская премия. В 1990 году ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Продолжателем дела Михаила Кошкина стал Александр Морозов, участвовавший в разработке танка с первых дней, дальнейшая борьба за серийный выпуск машины выпала на его плечи.
До начала войны на ХПЗ и Сталинградском тракторном заводе успели построить более тысячи танков.
Таковы были муки рождения грозной машины, впереди было крещение огнем.
«Рабочие лошадки» – средние танки Т-34, вынесшие на своих корпусах всю тяжесть войны составили боевую мощь Красной армии.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин (1898 — 1940) создатель и первый главный конструктор танка Т-34. Гениальное решение создания этого танка пришло в голову советскому, русскому конструктору Михаилу Ильичу Кошкину, а не немецкому инженеру. Сначала из тонкого мира конструктору приходит идея танка, конструктор отображает будущий танк на бумаге, и потом этот танк обретает стальную плоть.
Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин (1898 — 1940) создатель и первый главный конструктор танка Т-34. Гениальное решение создания этого танка пришло в голову советскому, русскому конструктору Михаилу Ильичу Кошкину, а не немецкому инженеру. Сначала из тонкого мира конструктору приходит идея танка, конструктор отображает будущий танк на бумаге, и потом этот танк обретает стальную плоть.

В течении всей войны эти танки прошли бесчисленное количество модернизаций (в конструкцию Т-34 в год вносилось более трех тысяч различных изменений). Проявилось еще одно уникальное качество Т-34 – возможность модернизации.
Конструкторы, отдавая себе отчет в том, кто будет делать этот танк и кто будет его эксплуатировать, не надеясь на идеальные условия производства и обслуживания, постарались спроектировать Т-34 так, чтобы его могли построить и починить неквалифицированные рабочие.
В танке не было особо сложных систем и механизмов, доступ ко всем жизненно важным узлам постарались сделать максимально удобным, чтобы любой агрегат легко было заменить в полевых условиях.
Лучший подарок фронтовым механикам придумать было сложно. Во время интенсивных боев на Курской дуге в некоторых советских бронетанковых подразделениях потери превышали сто процентов – подбитые машины проходили ремонт прямо на поле и опять возвращались в бой.
Немцы создали подобие Т-34 «Пантеру», но им так и не удалось воплотить основные качества Т-34 – его маневренность, надежность и технологичность.
Ни один из средних танков других стран не обладал подобным набором качеств.
Советский танк был похож на солдата, рядом с которым он воевал, – солдата неприхотливого, выносливого, способного стойко переносить все тяготы войны.

750 км от Харькова до Москвы и обратно танки прошли своим ходом. 17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 членам правительства в Кремле.
750 км от Харькова до Москвы и обратно танки прошли своим ходом. 17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 членам правительства в Кремле.

Стальные лавины «тридцатьчетверок» в 1942 году захлопнули крышку Сталинградского котла. В 1943-м под Курском во встречном поединке на Прохоровском поле, в день Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла 12 июля 1943 года, столкнулись два стальных сердечника соперничающих армий, и наш оказался крепче. Символично, что исходом переломной в той войне Курской битвы было освобождение города Харькова, в котором ангел Победы обретал стальную плоть. Страшный грех государственного атеизма стране пришлось искупать путем титанической борьбы и всенародным подвигом. Наказал Господь землю русскую, но и Помиловал! И одним из залогов этой Милости был конструкторский шедевр – танк Т-34.

Прохоровское поле место танкового сражения переломившего ход войны 12 июля 1943 г. (фото  автора).
Прохоровское поле место танкового сражения переломившего ход войны 12 июля 1943 г. (фото автора).

На пьедесталах многих освобожденных городов можно и сейчас увидеть грозного стального ангела той Победы в самой кровопролитной войне в истории человечества.

Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
Член Союза писателей России

Ключи от русского Харькова | Моисеев С. В. - купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (1570225925)