Четвёртая стена — факт, что в любом художественном произведении персонажи не осознают того, что являются вымышленными персонажами.
Разрушение четвёртой стены происходит, когда персонаж признает свою вымышленность, косвенно или напрямую обращаясь к аудитории. Альтернативно, персонажи могут взаимодействовать со своим создателем (автором книги, режиссёром фильма, художником комиксов и т. д.).
В кино персонажи, разрушающие четвёртую стену, часто смотрят в камеру, обращаясь к зрителю. В большинстве случаев приём используется в комедийных целях, однако, иногда персонажи разрушают четвёртую стену в триллерах, драмах и ужасах, нагнетая обстановку и передавая жуткость той ситуации, в которой они находятся, зрителю.
Киновселенная Marvel в последнее время часто использует приём разрушения четвёртой стены, когда персонажи молча переводят взгляды прямо в камеру. Наиболее яркий пример персонажа, разрушающего четвёртую стену в Marvel, — Дэдпул. Болтливый наёмник часто разговаривает с аудиторией и ловит на себе косые взгляды других персонажей, не понимающих, к кому он обращается.
Сериал «Дрянь» построен на постоянном разрушении четвёртой стены главной героиней, рассказывающей о своей жизни. Сериал рекомендуется к просмотру в качестве отличного примера остроумной истории, написанной Фиби Уоллер-Бридж, выступившей в качестве сценариста, актрисы и продюсера.
В фильме «Волк с Уолл-стрит» главный герой ломает четвёртую стену, обращаясь к зрителю и рассказывая свою историю. Интересно, что герой Леонардо Ди Каприо смотрит в камеру и разговаривает с невидимым собеседником по ту сторону экрана, не собирая косых взглядов других персонажей, таким образом, деликатно разрушая четвёртую стену.
«Разрушение четвёртой стены» используется в основном для смеха, серьёзное разрушение четвёртой стены не является чем-то необычным. Однако приём интересно обыгрывается, если человек страдает безумием или переживает какой-то экзистенциальный кризис. Приём выглядит свежо в триллерах и ужасах.