Пол Маккартни не нуждается в представлении. Легендарный «битл», сделавший успешную и долгую сольную карьеру. Его действительно можно назвать самым удачливым и успешным участником The Beatles, если брать во внимание сольные пути участников «ливерпульской четверки».
В данной статье я хотел бы поговорить о его ярких, но не самых явных песнях в составе прославленной группы. Как известно, все в The Beatles держалось на костяке «Леннон-Маккартни». Есть такое суждение, что Леннон всегда слыл бунтарем, а Пол напротив, был эдаким «пай-мальчиком» на фоне коллеги. Отличаются и их песни в The Beatles – в песнях Пола всегда было больше мелодизма и лиризма. Джон пишет авангардную и угловатую I am The Walrus, а что делает Маккартни? Он выдает порхающую Fool On the Hill. Джон пишет песню A Hard Day’s Night, громкую и заводную. Что в то же время делает Пол? Он пишет лирическую And I Love Her. Но так было не всегда. Возьмем «Белый альбом» 1968 года. Джон написал нежную Julia. А Пол? Вот тут Пол сломал все шаблоны и выдал Helter Skelter – стадионную и громкую, которая на тот момент была предвестником тяжелого рока. Вот на что был способен сладкоголосый красавчик Пол. Или возьмем альбом Rubber Soul. Здесь также Леннон и Маккартни ломают шаблоны о себе: первый выдает слезовыжимательную балладу Girl, а второй - помимо милой Michelle выдает бодрую Drive My Car. Маккартни мог с легкой руки писать как лирику вроде Yesterday, так и песни с социальным посылом вроде Eleanor Rigby. Он мог сочинять непритязательные виньетки вроде Hello, Goodbye, а также выдавать грубые хардовые номера вроде упомянутой Helter Skelter. В данной статье я приведу несколько композиций Маккартни времен The Beatles, которые демонстрируют его талант сочинителя песен в разных жанрах и стилях. Но, сразу оговорюсь, что я обойдусь без знаменитых хитов вроде той же Yeasterday или let it Be. Я приведу те песни Пола, которые, по моему мнению, не самые очевидные у «битлов». Америки я не открою данной статьей, но зато освежу в памяти читателей замечательные песни, к которым хочется возвращаться вновь и вновь.
And I Love Her
Начну с песен с их альбома 1964 года A Hard Days Night. Начнем с того, что этот год у группы был насыщенным. Они съездили в Америку, где выступили на шоу Эда Салливана. Они снялись в одноименном фильме, который демонстрирует ту истерию, которая творилась вокруг группы. И, наконец, выпустили данную пластинку. Эта пластинка интересна тем, что это первая их работа, в которой все песни свои, то есть сочиненные самими битлами. Тут нет никаких каверов на различного рода рок-н-рольчики. Только оригинал. И этот альбом на 80 процентов является ленноновским, так как Джон тут написал почти все песни. Полу здесь принадлежат три номера, но зато какие! Итак, песня And I Love Her. Песня явно контрастирует с другой вещицей Пола с этого альбома – Can’t Bye My Love, которая является просто веселым забойным номером, под который хорошо удирать от армии фанаток. Но песня And I Love Her демонстрирует другого Пола – романтичного и проникновенного. Выдержанная в ритме болеро, отдающая испанским колоритом, эта песня стала первой песней авторства Пола, которая характеризует все лучшие грани последнего – красивая мелодия, напевность, неспешность. Я бы назвал данную композицию разминкой перед его Yesterday. Действительно, эти песни в какой-то степени объединяет мастерство Маккартни писать медленные прочувствованные песни. Лепту внес и Джордж Харрисон, сыгравший соло на гитаре и сочинивший этот гитарный рифф, с которого и начинается песня.
Things We Said Today
Еще одна песня Пола с альбома A Hard Days Night. Здесь мы имеем дело также с песней, затрагивающей отношения и любовь, но подача другая. Уверенный бит, резкие «начесы» гитары и голос Пола, предстающего в роли серьезного молодого человека, являющегося в отношениях явно рефлексирующей стороной. Конечно, лирика в данной песне еще проста – тут нет иносказательности, как в той же Yesterday. Но опять же, данный номер показывает талант Пола писать простые, но занятные песни. Однозначно, заслуживает внимания.
I Follow the Sun
Песня с пластинки «битлов» Beatles For Sale того же 1964 года, написанная Полом. Надо сказать, что сама пластинка не является выдающейся в дискографии «ливерпульской четверки». Выпустили они ее скорее из коммерческих соображений, о чем свидетельствует и название данного альбома. Группа быстро набросала этот альбом, разбавив свои песни с каверами. Но данная песня Маккартни заслуживает внимание. Композиция приемущественно акустическая, спокойная. Надо понимать, что Полу всегда удавались такие минималистичные песенки. Написал Пол ее еще задолго до этого, она долго лежала в углу ненужной. Лишь во время записи материала ребята вспомнили об этой давней песне Пола.
I’ve Just Seen A Face
В 1965 году выходит второй фильм Ричарда Лестера с участием «битлов» Help! В том же году выходит одноименная пластинка, в которую вошли песни, прозвучавшие в фильме, а также дополнительные треки, включая знаменитую Yesterday. Но на второй стороне этого альбома бросается в глаза опять же, акустическая песня Маккартни I’ve Just Seen A Face. Записанная в стиле кантри, эта песня сильно контрастирует с упомянутой выше Yesterday. В данной песне нет баса, зато присутствует бодрая гитара, от которой веет позитивной энергетикой. На тот момент «битлы» были на вершине, все у них было хорошо. Поэтому данная песня Пола очень удачно вписывается в общий контекст. В плане лирики песня является любовной и в ней нет сожаления и рефлексии – просто заводная песня о влюбленности, которую очень любил сам Пол (он ее исполнял во времена своей группы Wings).
Got to Get You into My Life
Композиция с альбома 1966 года Revolver, который является вместе с предыдущим диском Rubber Soul переломным моментом у группы – все больше стало стало экспериментов, психоделии, тексты все больше становились абстрактными. Данный номер написал Маккартни и повествует песня о марихуане – намеки на это есть в тексте композиции. Такой завуалированный номер написал Пол, с точки зрения музыки опирающийся на американский соул. Особенность данной песни – присутствие медных духовых в качестве аранжировки. И эта одна из тех композиций, где Пол показывает свои вокальные данные – под конец песни он начинает так распеваться, подражая соул-певцам того времени, что начинает казаться, что песню записали где-то на Motown.
Fool On The Hill
Пожалуй, одна из лучших песен группы на их пластинке Magical Mystery Tour 1967 г. Композиция довольно известная, но я все равно решил ее включить в свой список. Песня демонстрирует крайний мелодизм Маккартни, а также его талант записывать множество партий – здесь Пол записал и вокал, и пианино, и партии флейты, и акустическую гитару, а также бас. А также композиция демонстрирует то, каким автором текстов для своих песен стал Пол. Тут нет любовной лирики, скорее это иносказание о некоем мудреце, который с высоты своего холма наблюдает за круговертью бытия. Пример того, как по-философски стал смотреть Пол, да и вообще остальные битлы на все то, что творилось вокруг них. Песня явно повествует об индийском гуру, философе Махариши Махеши Йоге, ну или о ему подобных. Что касается музыки, то тут трогательные и воздушные аккорды в куплете сменяются минорным настроением в припеве – к такому приему битлы возвращались не раз. Ну и флейта, дублирующая вокальную партию, добавляет тут еще большей эфемерной воздушности. В плане жанровой принадлежности, песню можно отнести к барокко-поп.
Honey Pie
Песня Маккартни из "Белого альбома" 1968 года. На данной пластинке представлены различные песни, относящиеся к разным жанрам. Пол выдал здесь такую непритязательную, но очаровательную вещицу Honey Pie. Написал он ее в стилистике мюзик-холла, отсылающей к началу 20 века. И это в 1968 году! В самый пик психоделии и зарождения тяжелого рока. Но Пол решил окунуться в мир мюзик-холлов и старого джаза, записав эту песню. Продюсер Джордж Мартин сделал духовую аранжировку из пяти саксофонов и нескольких кларнетов. На протяжении всей песни мы слышим потрескивающий звук фонографа для полной аутентичности и погружения в мир черно-белого джаза. В песне идет речь об актрисе по кличке "Медовый пирог", которая получила признание в Америке. Такая незамысловатая песенка, опять же в духе Пола.
Rocky Raccoon
Еще одна песня Маккартни с "Белого альбома", мимо которой я не мог пройти. С точки зрения музыки, это такой фолк-номер в духе Дикого Запада (под стать и партия на расстроенном пианино "хонки-тонк", сыгранная Мартином, которая подчеркивает "салунный" дух композиции). С точки зрения лирики песня демонстрирует талант Маккартни как сочинителя целых историй в рамках одной песни. В ней рассказывается о неком Роки, от которого ушла девушка с любовником. Тот, оскорбленный, недолго думая, отправился вслед за ними и поселился в городской гостинице, в которой остановилась его бывшая женщина с любовником. Маккартни сочно описывает момент столкновения Роки с оппонентом и то, как его оппонент по имени Денни стреляет в него. Это настоящий сюжет для вестерна. Данную песню можно назвать остросюжетной историей, придуманной Полом. Ну и в целом, это одна из самых необычных песен с этого альбома.
Martha My Dear
На этом же альбоме имеется и другая вещица Пола - Martha My Dear, посвященная (по одной версии) его бывшей подруге Джейн Ашер. Хотя более вероятно, что номер посвящен собаке Пола по имени Марта. И вновь мы видим талант Пола сочинять с легкой руки веселые мотивчики, застревающие в памяти надолго. Несмотря на свою шутливую игривость, именно такие номера, по-моему мнению, и демонстрируют слушателю истинный музыкальный талант Маккартни. В песне звучат медные духовые, а также скрипки и виолончель. И опять же чувствуется влияние старого джаза.
Golden Slumbers
Композиция с альбома Abbey Road 1969 года, которая является первым номером в прощальном попурри на второй стороне данной пластинки. Номер сочинен Маккартни и основан он на стихотворении драматурга Томаса Деккера под названием "Колыбельная песня". Песня начинается с фортепианной партии, затем в дело вступает помпезная аранжировка, а Пол здесь поет, выжимая всю экспрессию и надрыв. Результат получился превосходным. Лучшего итога для великой группы и желать нечего.