Найти тему

Основные виды игр для детей-дошкольников

Далеко не все взрослые знают, что игра для ребенка это не только и не столько развлечение, это еще и способ познания окружающего мира. Детская психология отводит игре или игровой деятельности первостепенную роль в развитии личности ребенка любого возраста. Через игру дети познают законы и причинно-следственные связи окружающей жизни, развиваются умственно и физически. Психологи разработали классификацию игр, в зависимости от того, на какую сферу личности направлено действие игры. Так различают игры подвижные, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые.

Игра присутствует в жизни детей любого возраста. С рождения родители забавляют младенца играми с погремушкой или мобилем, подвешенным над кроваткой.
Постепенно с ростом малыша усложняются и разнообразятся его игры и к трем годам, почти у всех деток появляются зачатки игры сюжетно-ролевой.

-2

Сюжетно-ролевые игры

Этот вид игры предполагает взятие на себя детьми взрослых ролей. Они начинают играть в «семью», «магазин», «больницу» и т. д., примеряя на себя действия и ситуации. Сюжетами детских игр становятся различные эпизоды из жизни, как самих детей, так и окружающих их взрослых.

В период дошкольного детства (3-7 лет) сюжетно-ролевая игра является основным видом игр, так как не требует особой подготовки, реальные предметы заменяются тем, что под рукой, сюжет детализируется по ходу самой игры. Взрослый, вначале может предлагать сюжет, помогать в распределении ролей, но по мере взросления детей, родителям и педагогам следует уменьшать свое влияние на ход игры и предоставлять дошкольникам большую свободу творчества. Например, мама, играя с дочкой в «больницу», может взять на себя роль пациента, так как никто из детей не любит лечиться, но все любят лечить. При этом мама показывает, что процедуры и манипуляции, назначенные «доктором», совсем нестрашные и не очень болезненные. Такая игра поможет ребенку в будущем легче переносить визиты к врачу.

Театрализованные игры

Большой популярностью у дошкольников пользуются театрализованные игры, так как предполагают использование костюмов и атрибутов, а так же необходимость изображать, разыгрывать литературные произведения, создавать образы различных персонажей.

Рекомендуется использовать игры-драматизации не только в условиях детского учреждения, но и занимаясь с малышом дома. Конечно вовсе не обязательно в домашней обстановке создавать сложные костюмы и многочисленный реквизит, игра должна создаваться быстро, так как слишком долгая подготовка приводит к потере интереса к самой драматизации.

-3

Дидактические (развивающие) игры

Следующий большой пласт в игровой деятельности дошкольников – это дидактические игры. Эта большая группа игр подразделяется на словесные и настольные.

К словесным играм относятся всем известные «Цвета», «Города» и тд., такие игры не предполагают предварительной подготовки, реквизита, специальных условий и дают возможность занять и развлечь кроху в любой момент.

Настольные игры появляются у ребенка , как только он начинает самостоятельно сидеть и присутствуют в жизни взрослых людей. Такие игры направлены на формирование различных учебных навыков, развитие внимания, наблюдательности, а также приучают детей следовать установленным правилам. Разумеется, участие взрослого в таких играх необходимо, но только на начальном этапе, например, пока ребенок не умеет читать и не сможет выполнить игровое задание. Со временем дети запоминают правила игры, овладевают навыком чтения и все реже обращаются за помощью к взрослым, играя в настольные игры. Но тем не менее, дети всегда рады участию взрослых в игре.

-4

Подвижные игры

Еще один вид игровой деятельности – это подвижные игры. Игры, направленные на формирование моторики ребенка, развитие двигательной активности и тренировку различных видов движений. Такие игры развивают ловкость, выносливость, быстроту, а также учат согласовывать свои действия с действиями других участников игры и следовать установленным правилам.

Подвижные игры присутствуют в жизни малыша с рождения и с возрастом занимают все большее место в режиме дня. С помощью подвижных игр у ребенка развивается мелкая и крупная моторика, ориентировка в пространстве. Учеными доказано, что развитие мышления маленького человека происходит в движении. Неслучайно детки, имеющие патологии развития движений медленно развиваются умственно и заметно отстают в развитии от своих здоровых сверстников.

В заключение, можно посоветовать родителям: не вмешивайтесь в игру ребенка, если он об этом не просит. Но и старайтесь не отказывать, когда вас приглашают поиграть. Любая игра для ребенка становится интереснее, насыщеннее и полезней с участием взрослого. И, несомненно, игра сближает ребенка с родителем и дарит всем участникам незабываемые моменты!