Я надеюсь, что вы жаждете лакомых кусочков нарциссизма. Потому что сейчас я хочу предоставить вашему вниманию раздел по проблемам нарциссизма. Это сборник вопросов, которые ранее были заданы мне. Сейчас будет, своего рода, сессия вопросов и ответов.
Вопрос № 1. Кто-то спросил меня о принципе двойного материнства и нарциссической сексуальности. Как это влияет на нарциссическое сексуальное влечение, учитывая то, что нарцисс рассматривает своего интимного партнера как материнскую фигуру? Рассмотрим диаметрально противоположные способы. Принцип двойного материнства может привести нарцисса к чрезмерной гиперсексуальности или может заставить нарцисса воздерживаться от секса либо вовсе избегать его. Это, буквально, эквивалент асексуальности. Почему так происходит?
Хочу напомнить вам, что такое принцип двойного материнства. Когда нарцисс встречается с потенциальным интимным партнёром, он превращает его в своём сознании в материнскую фигуру. Как мужчины-нарциссы, так и женщины-нарциссы превращают своих интимных партнёров в материнские фигуры. Так что, с момента превращения, нарцисс находится во взаимоотношениях с материнской фигурой.
Нарцисс относится к интимному партнёру так же, как к своей матери. Он ожидает от партнёра безусловную любовь, заботу, поддержку, сострадание и привязанность. Нарцисс проверяет интимного партнёра на верность, лояльность и преданность. Является ли он или она достаточно хорошей матерью. Другими словами, будет ли эта материнская фигура любить его, независимо от того, насколько вопиюще плохо он себя ведёт. Так выглядит динамика двойного материнства. Нарцисс конструирует общую фантазию вокруг материнской фигуры для того, чтобы воспроизвести сепарацию индивидуацию.
Этот процесс когда-то потерпел неудачу с его биологической матерью. Поэтому нарцисс хочет сепарироваться от новой матери, которую он нашёл, чтобы, наконец, индивидуализироваться. Всё это оказывает огромное влияние на сексуальные взаимоотношения между нарциссом и его интимным партнёром. Большинство нарциссов будут вынуждено соблюдать безбрачие, асексуальность или полный отказ от секса, потому что секс с собственной матерью является инцестом.
Это глубоко укоренившееся табу. Чем больше нарцисс считает своего интимного партнёра собственной матерью, тем дальше он продвигается по общей фантазии. Чем больше интимный партнёр становится материнской фигурой (всевмещающей, всепоглощающей, вселюбящей), тем труднее нарциссу вызвать в собственном воображении сексуальную страсть, желание и возбуждение. Потому что это мама. А вы не можете заниматься сексом с собственной матерью. Так происходит у большинства нарциссов.
Крошечное меньшинство нарциссов сочло бы этот факт, что интимный партнёр является материнской фигурой, сексуально возбуждающим. Это относится к нарциссам, у которых есть инцестуозные фантазии, кого возбуждает инцест. Поэтому есть два исхода. Всё зависит от того, какой из них в лотерее жизни нарцисс получил. Если нарцисс склонен к инцесту, сексуально возбуждается при мысли об инцесте, такой вид нарцисса станет гиперсексуальным во время общей фантазии с новой материнской фигурой. Однако, подавляющее большинство нарциссов отвергло бы вас, как сексуальный объект, асексуализировало, дефеминизировало, демаскулинизировало или кастрировало бы вас, чтобы избежать секса с родительской фигурой, который является инцестуозным и табуированным.
Вопрос № 2. Второй вопрос был связан с эмоциональной, физической или сексуальной изменой. Это вопрос оценочного суждения. Я ограничусь нарциссизмом. Всё это зависит от типа нарцисса. Честно говоря, нарцисс гораздо хуже отреагирует на эмоциональную измену чем на физическую.
Церебральный нарцисс не заинтересован сексуально в своём интимном партнёре, потому что он или она является материнской фигурой.
Он не будет воспринимать интимного партнёра, как сексуальный объект. Он откажет интимному партнёру в его сексуальности. Этот тип нарцисса не будет волноваться, если его интимный партнёр будет заниматься сексом с кем-то ещё. Соматический нарцисс может даже поощрять неверность интимного партнёра как, своего рода, страховой полис: «Ты мне изменяешь, значит и я имею право на измену».
Измена партнёров будет законной. Кульминацией, обычно, являются открытые взаимоотношения или такой образ жизни. Сексуальная неверность во взаимоотношениях с нарциссом, обычно, не является слишком вопиющим событием. Конечно, это может вызвать нарциссическую травму, разозлить его на какое-то время, он может почувствовать себя униженным и пристыженным (особенно, если это происходило публично и демонстративно или если измена была уличена). Но сексуальный аспект не является доминирующим, потому что интимный партнёр нарцисса не является сексуальной целью.
Нарцисс либо сексуально объективирует интимного партнёра (использует его тело для мастурбации и тогда такой интимный партнёр является бессмысленным человеком или личностью – он обычный фаллоимитатор), либо он избегает интимного партнёра, игнорирует его в сексуальном плане. Поэтому, не имеет большого значения, будет ли его интимный партнёр заниматься сексом с кем-то другим.
Но эмоциональная измена – это не то же самое. Нарциссы реагируют очень плохо на эмоциональную измену, которая не была ими инициирована. Вы помните о нарциссической фантазии о предательстве. Нарциссы поощряют своих интимных партнёров в определенных ситуациях. Например, когда интимный партнер триангулирует.
Нарцисс будет подталкивать интимного партнёра к сексу или даже полноценным взаимоотношениям с другими людьми. Особенно, если его интимный партнёр проявляет интерес к кому-то другому или начинает триангулировать. Это, своего рода, выглядит так: «Думаешь, я забочусь о наших взаимоотношениях? Да можешь делать всё, что захочешь, потому что мне на тебя плевать. Ты не имеешь для меня никакого значения». Это сообщение о неуязвимости, превосходстве, самодостаточности и грандиозности.
Но фантазия о предательстве восстанавливает нарциссическое чувство контроля. Нарцисс предвидит неверность интимного партнёра, а затем берет ситуацию под свой контроль. Он побуждает и даже подталкивает интимного партнёра к неверности. После чего он может сказать себе: «Это я заставил её сделать это. Я всё контролирую. Это я так сделал. Я хотел, чтобы так случилось». Всё это происходит в рамках фантазии о предательстве. Это очень специфическая ситуация. Она включает в себя триангуляцию, выражение интереса к другому партнёру и заключительную фазу общей фантазии, когда нарциссу необходимо обесценить своего партнёра и утилизировать.
Фантазия о предательстве, в которой интимный партнёр подталкивается нарциссом к измене, является ограниченным инструментом или ограниченной стратегией. На протяжении большого отрезка жизни общей фантазии, нарцисс воспримет очень плохо тот факт, если его интимный партнёр изменил ему эмоционально, если он влюбился в кого-то другого или если у него была интимная близость с кем-то другим. Причина заключается в страхе отвержения.
Нарцисс сначала провоцирует интимного партнёра, а затем становится эмоционально нерегулируемым. Клинически во многих отношениях он скатывается к пограничному состоянию.
Так что, эмоциональная измена имеет для нарцисса гораздо большее значение, чем сексуальная измена.
Вопрос № 3. Кто-то спросил меня о терапии реальностью.
Недавно я выпустил видео о принципе реальности, о функции ЭГО в тестировании реальности. Терапия реальностью – это подход в психотерапии, который был разработан Уильямом Глассером в 1960-х годах.
Это очень интересный подход, потому что он фокусируется на трёх столпах: Реализм, Ответственность и Правильное-неправильное. Глассер предложил не сосредотачиваться на симптоматике психических заболеваний, маркировке и диагностике. Он предложил вместо этого сосредоточиться на Здесь и Сейчас и на реальности.
Это предшественники осознанности в сочетании с тестом на реальность. Терапия реальностью утверждает, что люди страдают от социального универсального состояния человека. В терапии реальностью не существует такого понятия, как психическое заболевание. Есть просто состояние человека. Состояние человека универсально. Мы реагируем на него различной степенью адаптации, что приводит к неудачам на пути к достижению основных потребностей и вызывает сбои.
Чем больше человек отходит от нормы и ведёт себя ненормативным образом, тем больше ему не удается достичь жизненных целей и основных базовых потребностей, включая любовь. Поэтому, терапия реальностью отслеживает поведенческие реакции на общее, универсальное человеческое состояние, которое требует от человека определённого поведения, чтобы эффективно извлекать полезные результаты из окружающей среды. Удовлетворение основных потребностей является частью нынешней жизни человека.
Терапия реальностью игнорирует прошлое. Она ориентирована на настоящее. В конце концов, мы все преследуем наши потребности и их удовлетворение Здесь и Сейчас, а не в прошлом. Терапия реальностью не имеет дел с бессознательным. Она не распознает психические процессы, которые, по существу, укоренены в прошлом. Это терапия решения проблем. Она включает в себя серию процедур, которые фокусируются на действиях клиента, способности воображать, затем выбирать, после чего создавать будущее, которое было бы самоэффективным, независимым, полезным и желаемым для клиента.
Во время терапии реальностью, клиенты стремятся понять, чего они действительно хотят. Терапия реальностью помогает вам сосредоточиться на своих истинных страстях, желаниях и мечтах, а не на мечтах, страстях и желаниях, навязанных вам обществом, вашей матерью, отцом, семьёй, вашими друзьями и сценариями, такими как сексуальные стимулы. Главный вопрос: «Чего на самом деле хотите именно вы».
Затем, как только вы сосредоточитесь на этом, когда у вас есть список, состоящий из ваших реальных желаний и страстей, терапия показывает вам, как выбрать поведение, которое, вероятнее всего, приведёт вас к достижению, актуализации, реализации и материализации этих целей.
Согласно Глассеру, социальный компонент психологических расстройств заключается в том, что мы спешим заклеймить людей как психически больных, игнорируя тот факт, что люди встроены в общество, социальные структуры и рамки, согласно которым люди реляционны, что межличностные взаимодействия – это то, что нас определяет.
Глассер хотел попытаться сместить акцент с глубинной психологии, психологии нашего внутреннего мира, на общество и то, как мы функционируем в нём. Социальные проблемы, сказал он, вызывают дистресс.
Это не болезнь, которую называют болезнью. Это просто неспособность удовлетворить свои психологические или другие потребности. Терапия реальностью отделяет клиента от поведения и позволяет ему выбирать поведение из репертуара в соответствии с целями, которые и направляют этот выбор поведения. Так же, как вы выбираете какой можно посмотреть фильм.
Вопрос № 4. Некоторые из вас попросили меня поговорить о нарциссизме у усыновлённых и приёмных детей. Я посвящу этой теме целое видео. На мой взгляд, эта тема заслуживает целого видео.
Вопрос № 5. Сейчас я хочу поговорить про наши взаимоотношения с интроектами. Интроекты воспринимаются даже здоровыми людьми как отдельные от нас, когда у нас с ними согласованные взаимоотношения.
Да, это слишком сложно для восприятия. Я попытаюсь объяснить. Это два типа голосов. В нашей голове есть голоса, которые (почему-то мы в это поверили) представляют нас. Мы ассимилируем эти голоса, перевариваем и подчиняем их.
Эти голоса становятся неотъемлемой частью нашей идентичности, того, кем мы являемся. В большинстве случаев мы приходим к убеждению (кстати, вопреки фактам), что эти голоса, на самом деле, являются внутренними голосами, нашими представителями. Это, своего рода, диалог, между нами, в нас самих. Поэтому, эти внутренние голоса полностью ассимилируются, и мы не можем отличить их от нашего истинного голоса, кем мы являемся на самом деле. Эти интроекты являются эгоконгруэнтными или эгосинтоничными.
Другими словами, эти интроекты не вызывают у нас беспокойства и дистресс. Они находятся в синтонии, синхронности и совершенной гармонии с множеством других голосов, собранных в кластер или серию кластеров. Они формируют нашу личность. Поэтому, когда мы слушаем такой голос или интроект, звучащий в нашей голове, мы не можем заметить разницу. Мы не можем сказать: «Этот голос не является мной. Он разговаривает со мной, но это не я». В первую группу интроектов входят голоса, которые, когда вы слышите в своей голове, вы говорите: «Это я. Это я говорю сам с собой».
Вторая группа интроектов является эгонеконгруэнтной. Эти интроекты являются эгодистоничными.
Они вызывают дистресс и дискомфорт. Вы чувствуете себя неловко, сомневаетесь в себе, спорите со своей душой, отвергаете некоторые сообщения этих интроектов, чувствуете себя униженными, ощущаете стыд и вину. Другими словами – это совесть. Это отдельный кластер таких интроектов. Наша совесть заставляет нас чувствовать себя неловко, чувствовать себя виноватыми или чувствовать тревогу.
Есть и другие интроекты в этой второй группе. Они действительно доводят нас до безумия, угрожают нам и являются саморазрушительными. Есть такие интроекты, которые захватывают, распространяют метастазы и поглощают все остальные интроекты. Прекрасный пример – это ложное «Я», которое является продолжением защиты через фантазию в виртуальной реальности, известной как паракосм.
Ложное «Я» захватывает человека, создавшего ложное «Я». Второй тип интроектов, обычно, вызывает патологии. Эти интроекты являются патогенными. Мы относимся к этим интроектам так, как если бы они были отделены от нас. Мы отстранены, отчуждены, мы не идентифицируем себя с этими интроектами и не интернализируем их. Да, в некоторой степени мы встроили и поглотили их, но мы не идентифицируем себя с ними. Мы знаем, что эти голоса не наши.
Они каким-то образом импортированы, или имплантированы в наше сознание. Поэтому мы склонны активизировать или обесценивать эти интроекты. У нас есть нарциссическая защита. Когда мы сталкиваемся с этими интроектами внутри нашего сознания, мы реагируем так, как делают это нарциссы. Мы идеализируем, возвеличиваем эти интроекты, либо обесцениваем их. Мы либо приписываем этим интроектам глубину, авторитет и мудрость, либо мы их обесцениваем. Мы говорим, что эти интроекты неправильные, плохие, что они являются врагами и их не нужно слушать, потому что от них исходит угроза.
Мы очень часто даём название интроектам (особенно во второй группе). Давать название психологическим частям и конструкциям является очень распространённым явлением. Как вы можете определить принадлежность интроекта, которому вы дали название? Он относится к первой группе или ко второй? Первая группа интроектов является эгосинтонической. Вы чувствуете, что первая группа интроектов, является неотъемлемой частью того, кем вы являетесь. Это ваша личность, ваша сущность, то, кто вы есть. Поэтому, вы не используете определенное наименование или артикль для этого типа интроектов.
Второй тип интроектов, который, как вы помните, считается либо каким-то очень высоким, либо каким-то низким. Это, своего рода, что-то внешнее, хотя является внутренним, но отдалено на один шаг. Эти голоса разговаривают с вами. Они не говорят внутри вас. Они обращаются как бы к вам, как если бы они были внешними существами, хотя, на самом деле, они внутренние. Такого рода интроекты, обычно, пишутся с заглавной буквы и перед ними ставится определённый артикль.
Вы говорите, например: «Это ложное «Я». Вы не говорите: «ложное «Я»», вы говорите: «Это ложное «Я»». Когда интроекты, принадлежащие второму типу, превозносятся и идеализируются, как я сказал (они воспринимаются как знающие, более глубокие, более древние, обладающие авторитетом и проницательностью), вы будете склонны их слушать, и сформируете родительские взаимоотношения с этими интроектами. Они будут служить, своего рода, образцами для подражания, учителями, гуру, внутренними коучами, если хотите.
Когда вы обесцениваете эти интроекты (такая форма защиты), потому что они становятся опасными для жизни, саморазрушительными или деструктивными, тогда такие интроекты становятся прямой противоположностью родительским фигурам. Они становятся преследующими объектами или врагами. В общей фантазии интимный партнёр воспринимается как член второй группы интроектов.
Интимный партнёр переходит от идеализированного интроекта к преследующему объекту или преследующему интроекту. Нарцисс формирует интроект или внутренний объект, представляющий интимного партнёра (это своего рода скриншот), затем он идеализирует скриншот, но сохраняет положение этого внутреннего объекта, который представляет интимного партнера, во второй группе интроектов. Как что-то отдалённое, отчуждённое или экстернализированное, если хотите.
Постепенно у нарцисса возникает необходимость превратить интроект в преследующий объект, а затем сепарироваться и индивидуализироваться от интимного партнёра. Иногда мы экстернализируем интроекты. Это форма нарциссической защиты, которая граничит с психозом. Как психотикам, так и нарциссам чрезвычайно трудно отличить внешние объекты от внутренних.
Они делают ошибки. Психотик ошибочно принимает свои внутренние объекты за внешние, а нарцисс ошибочно принимает свои внешние объекты за внутренние. Поэтому возникает путаница. Размывается грань между внутренними и внешними объектами. Когда нарцисс подвергается стрессу, декомпенсирует, когда у него начинают возникать психотические микроэпизоды (начинает переходить в психоз, как предположил Кернберг много десятилетий назад), тогда он начинает воспринимать интроекты, находящиеся во второй группе, как исходящие из внешней реальности. Он начинает экстернализировать интроекты.
Это единственный случай, когда нарцисс способен взаимодействовать с внешними объектами. Потому что раньше они были внутренними и до сих пор являются внутренними. Нарцисс не является единственным в своё роде, кто так делает. В значительной степени, даже здоровые, нормальные люди, подвергшись сильному стрессу и тревоге, иногда имеют тенденцию экстернализировать объекты. Например, они разговаривают сами с собой. Или говорят вслух с несуществующей матерью. Это форма экстернализации интроектов.
Вопрос № 6. Сейчас поговорим о музыке. Музыка является триггером для нарцисса. Но это вид примитивного, очень простого триггера. Потому что он берёт начало в довербальной стадии раннего детства. Проще говоря, музыка напомнит нарциссу о его слуховой дрессировке, происходившей с ним в очень раннем детстве. Слуховая дрессировка является формой словесного абьюза. Словесный абьюз обусловлен «промыванием» мозгов и синхронизацией мозговых волны с мозговыми волнами абьюзера.
Словесный абьюз ничем не отличается от музыки по своему воздействию на мозг. Он дрессирует или тренирует точно так, как и музыка. Когда нарцисс слушает музыку, он катапультируется обратно в тот период, в котором он подвергался слуховым дрессировкам, будучи маленьким ребёнком. И, конечно, это вызывает у него крайние реакции. Многие нарциссы очень эмоционально реагируют на музыку. Они, на самом деле, теряют контроль, когда слушают музыку. Как будто музыка разрушает нарциссические защиты или даже деактивирует его ложное «Я». Он отбрасывается обратно в пограничную фазу (это один из этапов на пути становления нарциссом). Нарцисс становится эмоционально дисрегулированным и очень саморазрушительным.
В музыке есть сила влияния на многих нарциссов (не на всех), потому что она тесно связана с другой формой воздействия – словесным абьюзом и дрессировкой. Итак, дорогие мои. Надеюсь, вы хорошо повеселились во время этой дикой поездки по преисподним мирам нарциссизма.