Он входил в зал, сутулясь и прихрамывая, опираясь на свой верный стул. Ветхий, расшатанный, скрипящий при каждом движении. С отпиленными ножками, непомерно низкий. Но для Гленна Гульда он был единственным и неповторимым.
Какие только шуточки не отпускали коллеги по цеху по поводу этого стула. Но Гульд был непреклонен. Он играл только на нем с самого детства. Без этого стула, казалось, жизнь теряла смысл.
Конечно, стул был не единственной эксцентричной особенностью великого пианиста. Его манера исполнения порой шокировала публику. Он, как будто, забывал о существовании зала, погружаясь в свой внутренний мир. Напевал мелодии, покачивался, словно дирижируя невидимым оркестром. А еще эта странная, сутулая поза, от которой в итоге пострадал позвоночник. Но зато она позволяла максимально эффективно использовать силу пальцев.
Впрочем, музыкальный гений нередко соседствует с чудачеством. Гульд и летом не снимал шапки с шарфом и перчаток. Мнителен и пуглив был в вопросах здоровья, он постоянно принимал кучу лекарств.
Но ведь судят по делам, а не по странностям! А дела у Гульда были поистине великие. На заре своей карьеры он прославился своими интерпретациями раннего Баха. Например, «Гольдберг-вариациями», которые были написаны вообще для клавесина. В исполнении Гульда они зазвучали живо и легко. Любил канадец не только Баха, но и композиторов добаховской эпохи. А вот романтиков типа Шопена или Листа терпеть не мог.
А на пике славы он вообще порвал с концертной деятельностью. Для пианиста того времени это означало конец карьеры. Но Гульд уже тогда мыслил по-новому. Он ушел в студию и целиком посвятил себя записи пластинок.
В отличие от коллег, игравших живьем, Гульд работал со звуком по-современному. Тщательно шлифовал, экспериментировал, добивался идеального звучания. Его блистательные записи Баха поражают и по сей день.
Так один эксцентричный гений на скрипучем стуле навсегда изменил мир фортепианной музыки.
#глен гульд #странности #гений #биография #музыка #культура #искусство