Экономический эффект от реализации на Свердловской магистрали программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2023 году составил 617,2 млн рублей. Основная экономия достигнута за счет использования более совершенного тягового подвижного состава, развития технологий рекуперации, модернизации объектов энергоинфраструктуры и систем тепловодоснабжения.Рациональному расходованию энергетических ресурсов в грузовом движении, в том числе на сложных участках в предгорьях Урала, способствует поэтапное обновление парка тягового подвижного состава и оптимизация режимов ведения поездов. В прошлом году СвЖД получила еще 25 современных электровозов 3ЭС6 «Синара». Продолжилась модернизация локомотивов предыдущих серий. На них установили бортовые комплексы автоведения и контроля расхода электроэнергии.
Сократить удельный расход энергоресурсов на тягу поездов также помогло использование технологий рекуперации: в режиме торможения тяговые двигатели локомотивов генерируют электроэнергию, которая возвращается в контактную сеть. Так, в 2023 году в границах СвЖД электровозы «вернули» 274,8 млн кВт·ч.За счет внедрения современной автоматики и силового оборудования была улучшена работа тяговых подстанций, обеспечено более равномерное распределение электроэнергии по участкам контактной сети. Вести постоянный учет и осуществлять анализ использования энергоресурсов в режиме реального времени позволяет использование специализированных программных комплексов.
На станциях, вокзальных комплексах, в производственных и административных зданиях СвЖД устанавливает интеллектуальные светодиодные системы освещения, что позволяет экономить до 70% электроэнергии (по сравнению с традиционными системами на основе люминесцентных ламп).Получить экономию энергоресурсов также удалось за счет обновления технологического оборудования на объектах стационарной теплоэнергетики и оптимизации режимов его работы. В котельных на станциях Кын, Баженово и Алапаевск вместо угольных были смонтированы электрические котлы.