Мы подошли к очень интересной серии подводных лодок, которые были и у нас, причем лодки эти принимали участие и в Первой Мировой и в Великой Отечественной. Более того, подводные лодки этой серии стали первыми, по настоящему, боевыми единицами возрождаемого Черноморского флота (после Гражданской).
У нас эта серия получила обозначение "АГ" - "американский Голланд", но проект сей не являлся плодом мыслительной деятельности изобретателя Джона Ф. Холланда, а лодка не была американской. Джон Холланд почил в бозе в 1914 году, при этом, он уже 10 лет не работал в компании, носившей его имя. Более того, человек ставший ее фактическим владельцем тоже покинул этот мир в 1915 году (я об Айзеке Райсе). Да и в принципе, контракт на покупку подводных лодок заключался даже не с американцами. Просто из имени скромного ирландца-эмигранта, ставшего "отцом подводных лодок Америки" сделали "брэнд". Но обо всем по порядку.
Традиционно, отечественные статьи по данному вопросу начинаются с фразы о том. что после начала Первой Мировой Россия решила закупить подводные лодки. Мы же шли немного с другой стороны, прослеживая всю "родословную".
Фраза о том, что "Первоначально были построены 2 прототипа для ВМС Чили." тоже (на мой взгляд) некорректна. Все дело в том, что американская подводная лодка "Seawolf" была заложена на металлургическом заводе Union Iron Works в Сан-Франциско 17 февраля 1911 года, в то время как "несостоявшиеся чилийцы" были заложены почти полгода спустя. Первая (тихоокеанская) серия американских подводных лодок типа "Н" включала всего три подводных лодки "Seawolf" (Н-1, потом SS-28), Nautilus (Н-2, потом SS-29) и Garfish (Н-3, потом SS-30). Все что появилось потом в американском флоте, имеет совсем другую историю. Более того, первые три "американца" вступили в строй раньше "чилийцев". Цена этой серии подводных лодок составляла на тот момент 615 тысяч долларов.
А, еще, вопреки тому, что принято писать во всяких "Википедиях" Чили не собиралось отказываться от подводных лодок. Их просто так долго принимали, что началась Первая Мировая, и в сентябре 1914 года Чили просто "уступили" этот заказ Канаде (за что Канада потом, в 1917 году, компенсировала чилийцам их "потерю" другими подводными лодками (но нас эти взаимоотношения интересуют меньше).
Самое интересное, что, несмотря на то, что и американцев и "чилийцев" относят к одной серии (Holland 602) они достаточно сильно отличались. Например, на американцах (проект 30) стояли сначала реверсивные шестерки фирмы "Нью Лондон" мощностью 300 л.с., которые потом поменяли на два восьмициллиндровых нереверсивных 420-сильных дизеля той же фирмы (лицензионные немецкие, произведенные фирмой И. Райса), а на "чилийцах" стояли "фирменные" МАН, "шестерки" (потом канадцы их поменяли на те же нереверсивные "Нью Лондон", но тоже шестициллиндровые). Американцы имели 4 торпедных аппарата и 4 запасных торпеды, чилийцы имели чуть другое вооружение. Они отличались и численностью экипажа (причем, в два раза).
Более того, чилийская "Iquique" ставшая канадской HMCS CC-1 (проект 19E), и "Antofagasta" (проект 19В), ставшая HMCS CC-2 достаточно сильно отличались между собой. Причем отличались даже формой корпуса. Antofagasta имела три торпедных аппарата, "Iquique" целых пять. При этом последняя была чуть короче.
Поэтому, когда начинают рассуждать о проекте "602" хочется спросить: а о каком 602 проекте речь? (их было 5 вариантов). Да и в принципе, а почему 602? (как в анекдоте: "Прибор? 120! Что 120?! А, что "прибор"?).
Далее начинается "мутная" история. Какие лодки и как попали к нам? В нашей версии это выглядит так:
"Предложение, сделанное заводом Судостроительного акционерного общества "Ноблесснер" (Ревель) 22 июня 1915 года Морскому министру адмиралу Григоровичу И.К., оказалось весьма своевременным. Речь шла о предложении американской компании "Электрик боут компани" поставить для флота России 3 или 5 подводных лодок системы "Холланд" (цена каждой подводных лодок 900 или 885 тыс. долларов соответственно, надводное водоизмещение 355 тонн) к лету следующего года. Американская сторона бралась построить данные суда в Ванкувере на своей верфи и доставить их во Владивосток в разобранном виде. Окончательная сборка и сдача в России должна была производиться заводом "Ноблесснер"".
Есть другая версия: "Проект и постройка американской фирмы «Д. Голланд». Куплены в США, в разобранном виде доставлены морем во Владивосток, оттуда по ж.д. перевезены на Балтику и на Черное море, где были собраны на Балтийском заводе в Петрограде и на заводе «Наваль» в Николаеве. Очень хорошие подлодки. 3.04.1918 г. все лодки «АГ» Балт. флота (кроме погибшей АГ-14) были взорваны в гавани Гангэ (Ханко) своими экипажами во избежание захвата их германскими войсками. Впоследствии подняты финнами и сданы на слом".
Есть третья версия: "Россия в 1916 году заказала у Канады 17 субмарин, до 1917 года было поставлено 11 из 17 заказанных кораблей. Шесть неотправленных лодок были построены по модификации проекта Holland 602R в городе Барнет в 10 милях от Ванкувера (Канада) «Британской Тихоокеанской инженерно-строительной компанией». К сентябрю 1917 года лодки были готовы для погрузки на пароход Key West для отправки в Россию. Однако в связи с революционными событиями «Русский комитет» в Нью-Йорке приостановил погрузку. Верховная морская коллегия России 29 ноября 1917 года аннулировала контракт. Подводные лодки были переданы в собственность компании Electric Boot. Та пробовала заинтересовать покупкой Британское Адмиралтейство, а когда это не удалось — американский флот. 13 апреля 1918 года флот США решил приобрести эти корабли. 20 мая 1918 года они официально включены в состав флота США под номерами H-4 — H-9 (бортовые номера SS-147 — SS-152). После этого недостроенные лодки доставили для сборки в США на верфи Puget Sound Navy Yard"
Не совсем так. Все версии имеют свои погрешности. Подводные лодки поступили в Россию, грубо говоря, двумя партиями с разными "судьбами". Более того, даже конструктивно они немного отличались и строились по чуть разным проектам, и, что самое интересное, даже по проектам идет разнобой. Называют проекты 602R, 602F, 602GF. Где правда? История оказалась очень занятной, и в ней опять "всплывает" Василий Захаров (он же сэр Бэзил Захарофф) и фирма "Виккерс". Но об этом в следующей статье.