Хотелось сначала написать не "выдают себя", а "попадают в неловкое положение", что по сути ближе к истине, но это не ближе к моему уважительному и трепетному отношению к своим коллегам, тоже работающим с детками с нарушениями развития.
И не так важно, кто этот человек: детский психолог, воспитатель, учитель, тьютор, логопед, дефектолог или домашняя няня, а может и вообще не педагог, а медицинский работник из детского учреждения.
Но, работая долго и добросовестно (и я не лукавлю, так даже в грамоте написано!) в социальном спецучреждении для детей с нарушениями развития, понимаю, что почти все наши коллеги, кто работает в этой сфере больше двух лет (даже всего каких-то двух несчастных лет!), резко меняются в своем поведении, речи, общении, да и вообще восприятии окружающей действительности в целом.
И да, если кто-то из моих дорогих читателей, добираясь вечером у себя в городе до какого-нибудь объекта на общественном транспорте, увидит в автобусе или трамвае истерически гогочущих женщин, роняющих слезы в платок, пожалуйста, не спешите их осуждать и принимать за сумасбродных или злоупотребляющих: возможно, эти тети просто возвращаются домой после рабочего дня в похожем учреждении, вдоволь "наобщавшись" со своим специфическим контингентом (детками с серьезными ментальными нарушениями и их требовательными мамами).
А их смех, слезы, громкая и стремительная речь с перебиванием друг друга и кричащими междометиями на выдохе, кудахтанье, топот и активная жестикуляция - это не признак бескультурья и неуважения к окружающим, а… выбросы дурной энергии, которую люди целый день впитывали, впитывали, впитывали… не имея возможности "слить" ее в течение рабочего времени, ибо там (на работе) нужно для всех оставаться "милой, приветливой, доброжелательной и любезной тётей, которая всем рада и ни на кого не сердится"… Да и вообще, разве можно на деток сердиться, о чем вы?
А тут - поржали, поплакали, поугорали, порычали, вдохнули-выдохнули, потрясли руками и… вроде как даже легче стало. По крайней мере, часть мусора из мешка своего пылесоса вытряхнули, дав возможность пылесосу продержаться еще хотя бы до ночи. А в ночь - о да, будет возможность (кому повезет) "зарядить аккумулятор" до следующего рабочего дня. Хорошо? Да просто замечательно! Наверное.
Анна Сергеевна
Эта интеллигентная вежливая женщина (чуть за 40) - внешне ну прямо учительница-учительница! Строгие тона в одежде, кулька-улитка на голове, изящные очочки, неброский макияж.
Вела в нашем учреждении сказкотерапию. Точнее, "терапией" там никакой не пахло, а сами занятия в корне отличались от того, чем вообще принято людям заниматься на сказкотерапии.
Так как "прорабатывание проблем с помощью сказок" предполагает хоть какое-то понимание со стороны ребенка, а Анне Сергеевне на занятия, как самой доброй и безотказной, всегда "сливали" самых тяжелых и самых маленьких ребят, то классические "сказкотерапевтические" занятия, так же как и старательно написанные ею конспекты, пришлось отложить в долгий ящик.
Кстати, почему так?
Нууу, тогда еще работали у нас старые диагносты, и они не пихали на все подряд занятия всех подряд детей, а распределяли особым способом.
Например, таким…
Агааа, мальчик крупноват для своего возраста, но, увы, не упорядочен в поведении, агрессивен. Ну нееет, на "БОС", "Томатис" или "Тимокко" мы его не можем отправить, он там всю аппаратуру разнесет!
Давайте на "сказку" его отправим! Что? Не соображает? Так зачем ему там соображать пусть просто сидит и сказку слушает. Зато ничего не переломает. Что там испортить можно? Книгу порвать? Так Анька подклеит, не переломится.
И, такими темпами и дорогами, превратилась "сказкотерапия" Анны Сергеевны в обычное чтение сказок индивидуально каждому ребенку, в то время, как он носился с криками и прыжками по кабинету, пинал стульчики, сбрасывал предметы на пол и, конечно же, не слушал. Не потому что Анна неинтересно читает. Не потому что сам ребенок - "бяка невоспитанная". А просто… ну не понимает и не воспринимает ребенок такую форму занятий в силу возраста и диагноза!
Неее, ну даже если поставить себя на место ребенка!
Вот привели вас, малыша, на "типо занятие". Вместо привычных телефонов, планшетов, бегающих и пикающих разноцветий на экранах, да на худой конец просто машинок и погремушек, сидит перед вами какая-то тетка и что-то там непонятное бормочет. Без хлеба и зрелищ!
Да и ладно, Анна - не дурочка, всё понимает насчет "трудности восприятия информации". Просит у начальства выдать ей канцтовары (слепить или нарисовать с детками того же колобка или зайку-попрыгайку, чтобы деткам было интереснее заниматься). Так же лучше, приятнее, полезнее: сказку можно не только слышать, но и видеть, и даже осязать…
- Извините, Анна Сергеевна, у нас тут не фабрика. Лишнего нет! Просите у коллег из отдела, им недавно выдавали! - так сказало начальство.
Ну, наши коллеги - не крысы, каждый поделился, кто чем богат. Но, опять же, на постоянной основе - на такой "практике" долго не протянешь!
Правда, я еще предложила Анне пользоваться моим ящиком с перчаточными куклами. Мол, бери на занятия, но только нежно и бережно. Но если детки моих персонажей травмируют (порвут, покусают), пожалуйста, сразу по возможности реанимируй, все куклы - на строгом учете.
Игры с куклами
Понятное дело, что все полчаса, отведенные на Аннушкино занятие с каждым ребенком, сказку не почитаешь. И сам особенный ребенок не выдержит, и по нормам - тоже нельзя одной и той же деятельностью заниматься весь урок, и вообще - тут от тоски завоет даже взрослый. А рисовать или лепить - не каждый любит (да-да, далеко не всем ручной труд по душе).
Вот и "добивала" Анна Сергеевна время милыми играми с перчаточными куклами. А часто они с детками делали просто так: доставали куколку из мешка и клали на стол.
- Максимка, кто это? - спрашивала Анна Сергеевна.
- Ав-ав! - Отвечал Максимка.
- Молодец, это собачка, - одобрительно хлопала Анна Сергеевна и улыбалась.
И вот так, перебрав до дна мешка всех кукол и с облегчением увидев на часах время окончания урока, Анна отпускала деток с чистой совестью до следующего занятия.
В общем, хоть и трудно было, и условия были, мягко говоря, так себе, однако от самих занятий Анна Сергеевна никогда не отлынивала, а с детьми всегда была ну такой доброй и ми-ми-мишной, что даже мамы пищали от восторга от ее милоты и удивлялись, насколько ее внешне строгий образ отличается от ее "сюсюкающего" поведения на занятиях.
Вернемся в автобус!
Едем, значит, с работы. Много нас в автобусе, треть толпы - наши сотрудники! Психологи, воспитатели, массажисты, логопеды, педагоги-кружковцы (мы) и другие.
Сначала народ едет почти молча, лишь изредка перебрасываясь дежурными фразами.
А тут… на окне афишка висит!
Анонсирует об очередной программе в нашем городском цирке. На афише - гимнасты на высоте в разных позах висят, а внизу, на арене - джигиты на конях скачут. Шикарные! (в смысле, кони… да и мужчины тоже).
Впереди меня на сиденьях расположились две прекрасные дамы (обе - наши замечательные сотрудницы): "логопед со стажем" Ирина Юрьевна (строгая дама 50+) и… как раз наша Анна Сергеевна.
Едем. Всё вроде нормально. Но вдруг:
Ирина Юрьевна аккуратненько так хлопает Анну Сергеевну по плечу. Потом, показывая на коня на афише пальцем, на полном серьёзе(!), громко, протяжно и тщательно выговаривая звуки (логопед же!), спрашивает:
- Анюта, детка, посмотри на картинку! Ктоооо это?
"Наши" - резко прервали свои смешки и разговоры, да и другие пассажиры заметно поутихли. Все покосились на интеллигентную "парочку" педагогов.
И тут Анна Сергеевна выдает, громко-громко, отчаянно и на весь автобус:
- Иии-го-гооо! Иии-го-гооо!
- Правильно: лошадка! Молодееец! - весело кричит логопед и хлопает в ладоши!
Анна Сергеевна - тоже верещит от радости, похрюкивает, подпрыгивает и радостно лопочет языком. Ну вааааащеее трэшшш!
Народ ошалело смотрит на странных женщин, прыгающих на сиденьях и смеющихся, как... нет, уже открыто ржущих, как те самые кони с афиши.
Пассажиры, которые "не наши", видимо, серьезно растерялись, в салоне повисло неуютное молчание...
… Но тут уже "наши", всем дружным коллективом, захлопали и грохнули раскатистым хохотом! Уааа-ха-ха! Уиии-хи-хи!
Ну и остальные люди, хоть и ничего не понимая, а подключились. Наверное, тоже "облегчиться" подобным образом захотели после рабочего дня.
И, что примечательно…
После этого "выплеска" - дальше уже все ехали молча, без смешков и лишних разговоров, как будто бы ничего и не было несколько минут назад! А Анна, по-моему, даже заснула ненадолго.
И, если кто-то мог подумать! Ни над кем дамы не глумились и не прикалывались! И вовсе не хотели никого обидеть! Уверена на 100 процентов! А уж, поверьте, реакция на психическое ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ - у всех получается СВОЯ! Но ведь здорово, что даже в трудности, два серьезных человека оказались "на одной волне"!
И ничего, что кто-то о них не так подумал! Все мы не идеалы!
Побольше моим дорогим читателям таких людей, с которыми можно быть на одной волне! Встретимся в автобусе!