Удивительная вещь книга. Открыл её и вдруг обнаружил между страниц конверт без марки с забытым советским штампом «Письмо военнослужащего срочной службы. Бесплатно»!
Солдатское письмо. Было такое раньше, в те былые годы…
Расспрашивая отца или деда о войне, мы советские мальчишки готовы были задавать вопросы без конца. Сколько танков подбил? Как в разведку ходил? А если опять война? И каждый думал по-детски: «Вот если бы я тогда был…»
Когда подрастали советские мальчишки, у них были разные увлечения: то бокс, то хоккей, то вдруг квартира превращалась в радиомастерскую, то в хим. лабораторию. Но чем бы они не увлекались, о каких бы профессиях не мечтали, у каждого был свой особый интерес к армии. Не все хотели быть профессиональными военными – офицерами, но с первых школьных лет каждый понимал, что среди тысяч профессий и специальностей, в многообразии видов трудовой и общественной деятельности особо почетное дело – служба в Вооруженных Силах страны. И потому, наверное, день призыва в армию для них был особенным, торжественным. Каждому открывалась дорога в неизвестное и он гордился – теперь из простого мальчишки он становился солдатом, защитником мирного труда страны. Мальчишки сразу как-то взрослели, приосанились, посолиднели, их глаза приобретали стальной отлив, как и положено глазам человека, вступающего в советское солдатское братство. А девчонки тогда пели: «Мальчишки, мальчишки… Ну как не завидовать вам!»
Прибыв домой в отпуск или увольнение, они норовили вставить в разговор военное словцо, например, «отставить» вместо штатского «извините» или добавляли чеканное «ноль-ноль» после цифры часа, сверкали наглаженной формой, начищенными сапогами, пуговицами и бляхой; и даже в гражданской одежде, каким-то особым манером, выправкой и статью доказывали, что солдат – всегда солдат.
В бравом облике советского солдата была видна его сущность – отблеск всего воинского сословия, того русского солдата, который карабкался на стены Измаила и кручи Сен-Готарда, бился за Багратионовы флеши и штурмовал Шипку, поднимался в атаку за Родину за Сталина! Днем своего рождества советский солдат считал 23 февраля, а именинами – 9 мая.
Солдату в погонах с офицерскими звездами или даже без единой лычки был равно знаком запах пороха и цвет крови, вкус махорки и солдатской каши. Их хлестал один дождь, палило одно солнце, а главное у них была великая единая Родина и единая Армия, в которой согласно уставу рядовой говорил маршалу: «Товарищ маршал», и тот отвечал: «Товарищ солдат». По советским законам оба они были товарищи и оба солдаты. И в час атаки и жестокого боя, и в час привала, и в смертный час было неразделимо их великое воинское братство. Армию тогда не делили на барскую «элиту» и рабоче-крестьянское быдло. Уставы запрещали обращаться друг к другу на «ты», тем боле, посылать плевком офицера - словом «свободен». Да и вообще любое нарушение законов этого братства считалось недопустимым и несовместимым с воинской честью, а в бою – и с жизнью.
Тогда еще не было платных спасателей, многокакардных генаральш, вызываемых к чрезвычайным ситуациям. Спасали людей солдаты частей постоянной готовности. Тогда тоже разливались реки, затопляя селения, тряслась земля, разрушая здания, бушевали пожары, и первыми на помощь бедствующим приходили, приплывали, прилетали обычные солдаты. На них держалась гражданская оборона страны - Великой Отчизны, в которой не было отдельного «гражданского общества», было просто общее. Прекрасна была их доброта сильных, бесценно бескорыстие солдата, его скромность и самоотверженность. Для советских солдат не было тревог за плату по контракту, а всякая тревога народа была боевая тревога. Тогда не было разделения на родоплеменные кланы, освобожденные от армии. Чечены, хохлы, евреи и остальные служили достойно, наравне с русскими и не было нужды в денщиках и горничных. Солдат должен был всё уметь и в тылу и в бою.
Перлы пиджачного остроумия, типа: «солдат спит, а служба идет…» или «подальше от работы, поближе к кухне…», солдат воспринимал с добродушной усмешкой. Потому, что он умел не спать сутками. Шагать неделями по пояс в болоте (а иногда и в крови) и стоять на часах в яростную пургу, прыгать с неба в огонь с парашютом, и водить танки под водой, выживать и побеждать в окружении превосходящих сил врага.
Служба в армии меняла человека не столько внешне – расправляла плечи, делала стройным, подтянутым, крепким и стойким. Солдат становился внутренне собранным, целеустремленным, богаче душевно. Юноша становился не только взрослым мужчиной, но и взрослым гражданином страны. И это был результат армейской школы воспитания. Кому выпала честь служить в прославленных гвардейских частях, тот знал, что почетный знак «Гвардия» не бижутерия-побрякушка, а символ настоящей преемственности традиций и поколений.
Родина заботилась о своих Вооруженных Силах! Ветеран войны - это был знак уважения всего народа! Чтобы получить отпуск или оплату по ранению не надо было платить взяток. Случаи воинского хамства и чванства (дедовщина и т.п.) встречались, но они были противны всем, потому что в частях действующей армии любой, так называемый «дед» попросту не смог бы выжить. В бою его скоре убили бы выстрелом в спину, а с палубы его бы смыло волной в океан. Потому что в Советской Армии и на Флоте всё держалось на бескорыстном и беззаветном товариществе воинского братства. Барство и зазнайство не выживало. Нигде так сильно, как на военной службе, не воспитывалась дружба, коллективизм, честность, готовность помочь товарищу, спасти его ценой своей жизни.
Зимние боевые операции, ночи в снегах, в жестокий мороз, рейды в знойных барханах, в топях тропических болот, многокилометровые марш-броски по полной выкладке с переходами в бой. Всё это не детские игры, когда, если устал, мама пожалеет, помоет, накормит и уложит в теплую постельку.
Военная служба требует идти на вызов, в бой до Победы на смерть!
Напряжение физического и духовного строя личности, приучает переносить невзгоды и любые беды, преодолевать себя душой и телом...
Поэтому сегодня, я отдаю честь воинам нашей Армии и Военно-морского флота и говорю им, Спасибо, что Вы есть!!
Русский солдат
5 минут
22 прочтения
19 февраля