Начались занятия в школе. Саша Соколов, Лёша Варик и Ваня Москвин решили пойти заниматься в секцию самбо. Меня тоже с собой взяли. Сначала пошли на стадион «Юных пионеров», но там группа уже была набрана. В этот же день пошли в спортивный клуб «Крылья Советов» на Ленинградском шоссе.
Там были свободные места только в группе классической борьбы. Через день нужно было идти на занятия. Клуб находился от нас не далеко, минут 20 на троллейбусе от пл. Маяковского по Ленинградскому шоссе.
Занимались в большом зале, в котором пол и стены на высоту 1, 5 метра были покрыты толстым упругим матом. Занятия начинались с разминки. Длилась разминка целый час. Это была даже не разминка, а обычная тренировка. В неё входили различные упражнения: сначал все в небольшом темпе бежали. Потом рассредотачивались на расстояние не менее 3 метров начинали кувыркаться через голову пол круга, потом присев на коточки передвигаться, что было очень трудно, потом опять бег. И так безостановочно минут 40. Потом Становились на мост, руки держали на животе в «замок и качали шею. Во второй части занятий было разучивание различных борцовских приёмов.
Группа состояла из ребят одного возраста, примерно одного телосложении. Конечно были очень накаченные ребята. Были такие же худые как и я. Самая интересная часть занятий – это борьба в парах. Тренер разбивал ребят по парам, чтобы подходили по весу. И начиналась возня, с использованием тех навыков, что получил на предыдущих занятиях. Занятия проходили два раза в неделю. Я в это время уже постоянно носил очки. Во время занятий их снимал и клал на подоконник. Однажды во время борьбы парами, к нашему тренеру подошёл другой и спросил, как же у вас занимается этот парень с очками, на что наш ответил: «А вот (назвал фамилию) тоже в очках, а выступает на соревнования, даже места какие-то завоёвывает».
В конце октября наша группа должна бала пройти медицинский осмотр для официально зачисления в детскую спортивную школу «Крылья Советов». Я прошёл одного врача, второго и вот окулист. Врач только посмотрел на мои глаза: «Э брат, у тебя же астигматизм, да ещё колобома в правом глазу. К сожалению, борьбой тебе заниматься противопоказано». Я очень расстроился. Тренер, видя моё состояние, сказал: «Ладно, ты уж до конца октября походи». На следующее занятие я пошёл с тяжёлым сердцем. Дошёл до площади Маяковского и подумал: «Завтра сочинение по литературе, а я совершенно не готов. Зачем я пойду на борьбу?» и не пошёл.
Действительно в школе появилось много новых предметов, особенно непонятна была литература. Я тогда понимал изучение литературы как пересказ, как изложение содержания. А тут какие-то образы. Образ Дубровского, образ Олеко из «Цыган» Пушкина, сплошные образы. Все кинулись в библиотеки, стали набирать критической литературы по тем произведения, что изучались в школе. Да ещё учительница по литературе, говорила каким-то выспренним языком, любимая её метафора была - «эта девушка как цветок в пыли была растоптана ......».
В критических статьях опять сплошные «измы», формации, классовый подход и т.д. Но потихоньку пришли навыки написания сочинений как того требовала тогдашняя жизнь. Я, в конце концов, понял, что никого не интересует что ты думаешь по поводу той или иной ситуации в конкретном классическом произведении, а главное, что об этом пишут люди в официальных критических статьях и не делать грамматических, орфографических и «стилистических» ошибок. Например таких, «на поле битвы раздавались крики и стоны мертвецов» или «Анна Каренина бросилась под поезд, и он долго влачил её жалкое существование». А собственный взгляд на всё, в том числе и на художественные произведения появляется позже, когда у человека сложится определённое мировоззрение, исходя из жизненного опыта, накопленного в процессе жизни.
Осенью 1958 г. учительница географии Диана Павловна дала нам задание: каждый должен был написать работу об историческом, экономическом и культурном развитие зарубежных столиц. Объёмом не менее ученической тетради в 12 листов. И когда все зашумели, что это очень много, она сказала, что срок написания после окончания зимних каникул. Мы поняли – все зимние каникулы придётся нам корпеть над этим сочинением.
Я выбрал столицу Италии – Рим. Чтобы не тратить зимние каникулы на эту работу, я решил начать уже в ноябре. У нас дома и в районной библиотеке материала по этой теме не было. Кто-то посоветовал записаться в читальный зал Ленинской библиотеки. Детский читальный зал библиотеки им. Ленина был открыт в мае 1942 года. Шла война, но несмотря на это правительство принято решение открыть библиотеку для детей. Был отремонтирован и оснащён всем необходимым самый красивый Румянцевский зал Дома Пашкова. Создаются новые каталоги, выделяются библиотечные фонды.
Страна думала о будущем своих детей. Наверное, те кто занимались в этом читальном зале никогда не забудут этого чудесного времени и любовь к книге останется у них на всю жизнь. В 1973 году детский читальный зал был закрыт. Спустя 40 лет его отреставрировали, сделали новые полы, поставили шикарные стеллажи и столы. И стал он холодным, лощёным и малолюдным, пропало детское дыхание, детский трепет и шёпот.
Когда я вошёл в этот огромный зал, у меня захватило дух от количества книг, которые вот прямо сейчас можно взять и читать. К библиотекарю стояла очередь. Одни сдавали, другие брали, третьи заказывали нужные книги. Я объяснил ситуацию, и библиотекарь посоветовала подобрать книги на эту тему по каталогу. Подойдя к большому шкафу, состоящему из множества маленьких ящиков похожих на пеналы, я немного растерялся. Но мне помогли и я стал рыться в этой картотеке. Все названия книг были какие-то заумные, длинные и непонятные. Тем более мне объяснили, что если ты закажешь книгу по каталогу, то её доставят не сразу, может быть даже через час. И кто-то из старших ребят посоветовал взят Большую советскую энциклопедию на букве «Р». Я так и сделал и нашёл всё, что мне нужно. Тем более, что энциклопедия была в свободном доступе.
По пути на одном из стеллажей я увидел собрание сочинения Майн Рида. В нашей районной библиотеке их не дождёшься. Я прихватил и один из томов Майн Рида. Очнулся я от чтения приключений, когда посмотрел в окно и увидел что на улице уже темно. Часы в зале показывали 7 часов. Надо было бежать домой. Так прошло моё первое посещение зала книжных сокровищ.
В следующий раз, когда я пришёл в читальный зал, я не стал отвлекаться на чтение Май Рида, а сразу приступил к работе по городу Риму. Я взял уже знакомый том Большой советской энциклопедии и ещё одну книгу по искусству Древнего Рима. Начал с книги по искусству.
И тут меня привлекла и поразила цветная фотография «Капитолийской волчицы». Её голова была настолько ужасна: совершенно бешеный взгляд безжалостных глаз, оскал пасти со страшными клыками. Её шерсть совершенно не походила на шерсть, это был какой-то панцирь или кольчуга. И, вообще, она совершенно не была похожа на кормящую мать, хотя под ней сидели два ребёнка Ромул и Рем. Уже позже я узнал, что к скульптуре волчицы этих детей подсадили несколько столетий спустя.
Глядя в глаза этой волчицы, понимаешь, какой ценой достигалось то великолепие дворцов и форумов, терм и ипподромов, той роскошной жизни граждан Рима и покорение многочисленных стран. По подсчётам учёных даже сейчас ни один народ не обладает такими материальными богатствами (доже современные США) какими владели гражданине Рима. Бесконечные войны, безжалостная эксплуатация рабов – вот источник их богатства.
Римляне были одинаково безжалостны не только к чужим, но и к своим. «DURA LEX SED LEX» - Закон суров, но это закон. Красноречиво подтверждают это два примера. После подавления восстания в Галлии, в качестве наказания были отрублены левые руки у 500 тыс. галлов. Правые руки оставили, ведь рабы должны работать. Малейшее нарушение дисциплины в римских легионах каралось смертной казнью. Так, в 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа консула вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он с восторгом рассказывал в лагере. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был тут же приведен в исполнение.
В своём школьном сочинении я большое внимание уделил описанию величественных сооружений древнего Рима. Они действительно поражают не только красотой, но своей мощью и размерами. Например, общественные бани (термы) Каракаллы занимали площадь в 14 гектаров. В них были не только бассейны, и залы для мытья, но и библиотеки, сады, залы для отдыха и бесед, гимнастические залы и даже театр. Каждый император старался превзойти предыдущего в строительстве тех же бань, форумов, ипподромов и прочих сооружений. Я так увлёкся этими римскими древностями, что у меня практически не осталось ни места, ни времени для описания экономики города Рима. Да и какая там экономика. Город сейчас живёт в основном за счёт туризма, и вся инфраструктура (транспорт, гостиничное хозяйство, экскурсионное обслуживание) сосредоточено на этом.
Конечно, Рим - это столица государства, поэтому в городе много гос. учреждений, офисов, банков. Естественно, получил замечание от учительницы, за малое освещение современности.
Но огромный интерес к истории Древнего Рима остался у меня на всю жизнь. На примере истории Рима видно к чему приводит лозунг «удовлетворения всё более растущих потребностей населения». Потребности людей бесконечны и их никогда и никто не в силах удовлетворить. К тому же и население в этом случае деградирует. Народ требовал «хлеба и зрелищ» и для снижения социальной напряжённости властям приходилось идти на еженедельные раздачи хлеба и других продуктов, А впоследствии и денежных выплат.
Свободный римский гражданин, даже если он где-то трудился, то работал он только до полудня. Количество праздничных дней доходило до 175 дней. В эти дни в городе происходили цирковые представления, в театрах - комедии и трагедии, на аренах – гладиаторские бои. В честь одного религиозного праздника были вырыт огромный пруд, по берегам которого сидели многотысячные зрители. Вместо воды его наполнили вином и было представлено сражение гладиаторов, которые повторили одно из морских сражений греко- персидских войн, с многочисленными убитыми и ранеными.
Происходила деградация не только простых граждан, но и элиты. И те и другие погрязли во всевозможных пороках и извращениях. Императорами становились не коренные латиняне, а выходцы из Азии и Африки. Да и самом Риме коренных латинян становилось всё меньше, город заселили выходцы из передней Азии и африканцы. Безвозвратно ушли римская стойкость и доблесть, их сменили дух торгашества и наживы. Государству уже не хватало военной силы, чтобы удержать империю в прежних границах. И в конце концов Римская империя пала под ударами варваров.