Найти тему
Горячие новости

Как сэкономить тысячи рублей на бесполезных коммунальных услугах

Многие оплачивают квитанции на оплату ЖКУ не глядя — разобраться в загадочных строчках порой бывает непросто. А зря, ведь в платёжках можно найти совсем бесполезные услуги, которыми не пользуются годами. От таких услуг можно отказаться и сэкономить благодаря этому несколько тысяч рублей в год. Как это сделать и куда обращаться, если избавиться от ненужных строк в квитанции не удаётся?

Радиоточка

Пожалуй, чаще всего жители многоквартирных домов пытаются убрать из платёжки именно этот пункт. Когда-то в радиоточке действительно был смысл, но в XXI веке её необходимость ставится под сомнение.

«Если вы живёте в советской постройке, у вас всё ещё может быть подключена радиоточка. Она устанавливалась для проводной трансляции программ всесоюзного радиовещания, но сейчас переквалифицировалась для оповещения о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях», — говорит юрист Алёна Шигорина.

В среднем абонентская плата составляет 80 рублей в месяц. Сумма может меняться от региона к региону. Например, в Москве платить приходится почти 139 рублей ежемесячно. Отказавшись от радиоточки, за год можно сэкономить порядка 1000 рублей.

Сейчас сделать это можно в любом МФЦ, но для этого услуга должна быть включена в единый платёжный документ (ЕПД).

Другой вариант — обратиться напрямую к поставщику услуги лично или по почте. В Москве, Санкт-Петербурге это «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО), в других городах чаще всего «Ростелеком». При необходимости уточнить, кто же поставщик, можно в управляющей компании или расчётном центре — зависит от того, через кого идут платежи.

Для отказа от услуги понадобятся следующие документы:

  • паспорт;
  • свидетельство о праве собственности на квартиру или выписка из ЕГРН;
  • справка об отсутствии задолженности по оплате радиоточки;
  • заявление на отключение;
  • чек об оплате госпошлины за отключение.

Размер госпошлины зависит от региона. Например, в Москве попросят 201 рубль, а в Санкт-Петербурге — только 100 рублей. Квитанцию можно получить в МФЦ или офисе компании-поставщика, отметила главный специалист-юрист Мосжилинспекции Елена Головина. Помимо этого, её можно скачать на сайте РСВО.

Антенна

Ещё одна услуга, которая теряет свою актуальность. Всё больше жителей страны переходят на цифровое телевидение и перестают пользоваться коллективной (или общедомовой) антенной, но при этом продолжают за неё платить.

В среднем по России антенна стоит 200 рублей в месяц. После отключения удастся сэкономить порядка 2400 рублей за год.

Для этого придётся лично посетить офис компании, которая отвечает за антенну, или направить ей заявление почтой. Правда, второй вариант может не сработать, так что надёжнее всё-таки съездить и оформить отключение самому.

Без документов и здесь никуда — список в целом тот же, что и в случае с радиоточкой. Понадобятся:

  • паспорт;
  • свидетельство о праве собственности на квартиру или выписка из ЕГРН;
  • квитанция об оплате услуг как доказательство отсутствия задолженности;
  • заявление на отключение.

Стационарный телефон

Сейчас легко обойтись без него: у каждого есть мобильный телефон, а почти все звонки на телефон стационарный — рекламные. Так что и от него всё чаще отказываются.

Здесь разброс цен куда больше. В среднем ежемесячно за него приходится платить от 200 до 800 рублей. Так что после отключения удастся экономить от 2400 до 9600 рублей ежегодно.

Для этого нужно обратиться к оператору. Обычно им выступает «Ростелеком», а в Москве — МГТС. Подать заявление можно лично или письменно, отправив письмо почтой. В заявлении нужно указать дату отключения услуги.

Какие документы понадобятся:

  • паспорт;
  • номер договора при наличии;
  • для правопреемников — свидетельство о смерти того, на чьё имя оформлен договор;
  • документы о праве собственности на жильё, если человек, на которого оформлен договор, неизвестен.

Важно: если вы оплачивали телефон «вперёд», то неизрасходованные средства должны вернуть после расторжения договора.

Что делать, если услугу не отключают

Сначала попытаться прояснить ситуацию с поставщиком услуги и обратиться в ту компанию, которая получила заявление. Возможно, произошла накладка или техническая ошибка.

Если там отказываются отключать услугу без каких-либо оснований (долгов нет, а документы в порядке), то придётся обращаться за помощью надзорных органов и суда.

Какие ещё услуги могут оказаться лишними

В квитанциях можно встретить не только услуги, которые оказались бесполезными на фоне развития технологий, но и услуги, незаконно навязываемые коммунальщиками.

«Есть и неочевидные услуги — например, вывоз строительного мусора после ремонта. Такую строку в квитанции часто можно встретить в новостройках. Вот только выставление услуги через платёжку обычно незаконное, поскольку происходит либо без решения общего собрания собственников, либо на основе ОСС, в котором участвовал только застройщик. Вывоз строительного мусора — коммерческая услуга. Только собственник имеет право выбирать подрядчика и заключать договор», — сообщает Андрей Шальнев, исполнительный директор сервиса по управлению многоквартирными домами.

А ещё услуга может быть вполне законной, а тариф — нет. Например, ставка по капитальному ремонту должна соответствовать той, что установлена в регионе. Увеличить платёж могут только жильцы на общем собрании собственников. Иначе они могут платить по минимальному тарифу.

В целом жильцам важно следить, за что именно они платят — и проверять документацию время от времени.

Подписывайтесь на наш канал: мы оперативно объясняем, что происходит в стране