Найти тему
Кухонные посиделки2

Китайский синдром и инженерная школа. В чем тут подвох?


В институте нам сказали: «Забудьте о том, чему вас учили в школе». На работе: «Забудьте о том, чему вас учили в институте».

М. Жванецкий


Тему сегодняшней статьи предложила одна из читательниц. Вообще, спасибо вам огромное за ваши вопросы. Хороший канал — это не когда я умная вещаю, а все вокруг внимают. А именно обсуждения, иногда даже споры. Я вообще не против, когда со мной не соглашаются, особенно аргументированно. Да и вопросы ваши ценны. Не всегда же догадаешься, что людям интересно будет.

Итак, вопрос:

«Здравствуйте, дорогая Ксения! Читая разные статьи про Китай, у меня возникло непонимание про инженерную школу Китая: то говорят, что все скопировали и ничего своего, а скоро вообще возникнут проблемы — некому изобретать. То что-то прорывное изобрели и космос освоили сами. Может, ваша разведка что-то знает? Очень интересует наш сосед.
Заранее благодарна за ответ)))»


Увы, какой-то специальной разведки у меня нет. Однако вопрос действительно интересный. Давайте разбираться.

Что такое «инженерная школа»? Это не учебное заведение, а именно традиции производства и изобретательства. Вот, например, про российскую инженерную школу шутят, мол, что бы мы ни изобретали, в результате получится автомат Калашникова. Тут вопрос даже не в оружии. А именно в традициях делать максимально надежные и простые вещи. Изобрел что-то? Упрости.

Традиции инженерной школы складываются из многих параметров. Это образование. Это система наставничества на производствах и в КБ. И даже система сертификации готовой продукции.

Для иллюстрации. В КБ
Для иллюстрации. В КБ

Был у меня в жизни такой забавный случай. Заказывали пищевое оборудование во Франции. И чтобы привезти его в Россию, пришлось переделывать часть электрооборудования. При этом французы с их европейской инженерной школой ворчали, мол, русские предъявляют избыточные требования, и без этих дополнений все прекрасно работает. А с нашей стороны ворчание было уже на французов, мол, безалаберные, и вообще не понятно, как у них все медным тазом не накрывается с такими подходами.

Кто уж прав, кто нет — не берусь судить. Просто два разных подхода, две разные школы.

Кстати, подозреваю, что проблемы с автопромом у нас тоже из-за различного подхода. У нас не сильно развит промышленный дизайн. Только сейчас начинает развиваться. Да и комфорт для наших разработчиков — дело вторичное. А в Европе он иногда даже важнее надежности. Ибо мало сделать — надо еще и продать.

Все эти правила, требования к оформлению изобретений, вся эта сертификация дальнейшая и многое другое нарабатывались десятилетиями. Причем часть из них реально кровью. Например, правила техники безопасности написаны именно ценой жизни и здоровья людей.

На данный момент признается, что по сути в мире есть только две инженерные школы: европейская и русская. В США в основном привыкли пользоваться чужими специалистами, поэтому особого своего подхода не выработали. Да и системы обучения профессионалов — тоже. Хотя некий синтез систем у них все-таки образовался. Правда, неустойчивый и уже исчезает. Не последнюю роль в этом играет перенос производств со своей территории.

Но мы про Китай.

Из-за того что бум производства в Китае начался не так давно, своя особая инженерная школа, свои позиции и принципы там просто не успели еще сформироваться. Они готовы пользоваться любыми правилами: европейскими, американскими, русскими. Но вот синтеза этих подходов и появления чего-то нового пока нет.

Дело даже не в том, что они пользуются заимствованными технологиями. Проблема в том, что на основании оных не создают своих. Привези на наш завод импортный станок — спецы тут же сунут туда нос, изучат и быстро найдут способ заставить его работать еще лучше или больше. А в Китае такого нет.

И тут есть два мнения о проблеме.

Первое — китайцам просто надо еще немного времени. И все у них будет. В целом, почему бы и нет. Если большинство производств сейчас расположено в Китае, то и двигать их дальше, развивать, улучшать придется китайцам. У остальных просто нет для этого такой большой производственной базы. А без нее сложно.

А вот второе мнение заставляет серьезно беспокоиться. Потому что проблема-то общемировая и может серьезно повлиять на дальнейшее развитие человечества.

Есть несколько звоночков неприятных, которые указывают, что своей инженерной школы китайцам не создать.

Прежде всего, за все эти годы бума производства практически не появилось талантливых китайских ребят, которые стали бы локомотивами создания этой школы. А прошло лет 30, по некоторым позициям и 50. Два поколения — уже должно что-то появиться было.

Причем сам Китай этим вопросом тоже очень обеспокоен. В стране регулярно проходят различные инженерные и изобретательские конкурсы. Результатом становится какой-то необычный нож для консервов, автоматическая пельменелепка или вообще устройство для подтирания ...опы, уж пардон. А потом весь мир дивится, какую странную штуку придумали китайцы. А вот прорывов — их нет.

Еще один звоночек — это те самые олимпиады. На математических, физических и других соревнованиях между школьниками и студентами разных стран китайские ученики показывают отличные результаты. Есть только одно НО. Если в заданиях нет упражнений на творчество. Вот тут — полный провал. Все места — российские. А изобретательство — это творчество.

И наконец, третий звоночек — это то, что была уже одна азиатская страна, которая стала серьезной фабрикой для Европы и США. Правда, там была нацеленность на высококачественные изделия. Made in Japan — это всегда был знак качества.

Но у них не получилось. Хотя они тоже старались, обучали молодежь и стремились к некой технологической независимости. Увы, в результате в большинстве своем работали только на заимствованных технологиях. Собственных прорывов не случилось.

Есть мнение, что это происходит из-за особенностей азиатского менталитета. Несмотря на то, что японцы достаточные индивидуалисты, а китайцы — коллективисты, их объединяет одно. Жесткая иерархия и максимальное следование правилам.

А изобретательство, инженерная мысль требует некоторого бунтарства. Помните в книге «Понедельник начинается в субботу» фразочку: «Меня не интересует, что эта проблема нерешаема. Мне интересно ее решить!» В азиатском подходе если тебе сказали, что проблема нерешаема, ты ее решать и не полезешь.

Вот примерно так открытия и прорывы и происходят.

Тут можно порадоваться и позлорадствовать, мол, мы впереди планеты всей. Однако проблема, как я уже написала, мирового масштаба. Ну не можем мы все изобретательство на себя взять. Сфер жизни очень много, идет постоянное развитие, а нас, россиян, очень мало. Всего-то около 150 млн человек. И не все инженеры. Поэтому, кстати, импортозамещение не идет по всем фронтам. А силы брошены на те отрасли, которые прежде всего отвечают за нашу безопасность. Ну и, во-вторых, на те, в которых не имеют компетенций все остальные. Например, тот же мирный атом. Ну и еще кое-какие сферы.

Да и просели мы сильно в 90-х с нашими инженерами. Нам тоже нужно время, чтобы все воссоздать. Причем не по образцу СССР, а с учетом новых требований и вызовов.

Опять же, для развития человечества нужна конкуренция. А европейская инженерная школа находится в упадке. И в сфере образования — уж слишком взяли образцом американскую систему, которая никогда не была сильна в выращивании инженеров. И производства там угасают. А без производств, одними КБ все делать бесполезно. Все это отразится на всех.

В целом — это неплохо, если у китайцев получится. Только вот пока этого не видно. И это очень печально.

Ну вот как-то так.