ПО ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ. На вопрос, счастлива ли Джун, ответили сразу несколько человек (спасибо большое, все комментарии читала с огромным интересом!). Мнения разнились, но особенно подробно аргументировали свою позицию два читателя. Приведу их комментарии здесь (начну с дамы).
Светлана:
Если объективно, то пятидесятилетняя Джун - одна их самых счастливых персонажей Саги.
Она обладает сокровищами - независимостью, доходом, любимым делом, здоровьем, сильным характером. И имеет достаточно ума чтобы ценить свои сокровища.
Живет как хочет - ни перед кем не отчитывается, может тратить свои деньги как сочтет нужным, не подчинена необходимости зарабатывать. И да, делает много добра.
Не все, кого она поддерживает - гении. Но Джун вносит свой вклад в формирование культурной среды, дает возможность художникам и тем кто себя ими считает развивать свои способности, не бросать искусство.
Что касается замужества - а надо ли оно ей?
Очевидно, что всего, чего Джун хочет, она добивается. Галерея, покупка Робин Хилла, помолвка...
Что стоило такой девушке найти себе мужа? Хороша собой, образована, с капиталом. Правда, мало какой муж терпел бы богему в своем доме, а приоритеты Джун расставила недвусмысленно.
И еще от того же автора:
Перечитала комментарии и в очередной раз недоумеваю - опять Джун приложили от души. Несчастная, бездетная, неприкаянная, "пустоцвет", лузер по всем статьям....
Тогда как жизнь Джун - это история самой успешной стратегии, хоть в учебнике описывай.
- Она берет те ресурсы, которые можно взять без борьбы и распоряжается ими наиболее эффективным образом.
- Она не жалеет того, что потеряно и не тратит энергию на фрустрацию. Добрый дедушка переписал завещание и отдал большую часть наследства другим? Ну и пусть, буду жить на то что осталось.
- Делает то, что ей нравится и не делает того, что не нравится. При этом никого не упрекает в том что ее "принудили" или "не позволили".
- Берет ответственность за все свои поступки и качество жизни.
- Не делает зла. Вообще, никому. Просто не множит количество зла в мире.
- Принимает в свою жизнь все хорошее и избавляется от дурного. Не тащит за собой многолетние обиды, не кипятит дерьмо. Поступивших с ней подло прощает не натужно, потому что надо, а естественно. Потому что незачем злиться на слабых и подлых людей, просто нужно не поворачиваться к ним спиной. А еще лучше - держаться на дистанции.
- Помогает людям от избытка.
- Ведет здоровый образ жизни, окружает себя только приятными людьми.
Кирилл К.:
Не берусь гадать, "что хотел сказать автор", но получилось у него сказать, что сильный и цельный характер у женщины - это большое преимущество, хотя и много неудобств для окружающих. Не зря пошли такие споры, счастлива Джун или нет. Я-то думаю, что нет, только ей до этого не было большого дела. Ну, подумаешь, несчастлива, плакать от этого, что ли?! Пожалуй, трагический конец её помолвки, в конечном счёте, пошёл ей во благо. Потому что жить с талантливым человеком, да ещё таким самоуверенным - то ещё испытание. И вряд ли бы Босинни и через десять лет смог бы заработать полторы тысячи в год, которые у неё были просто так. И не факт, что ей понравилось бы заниматься семьёй. И так далее. Но вот в своей новой жизни она не добилась успехов. Галерея - убыточная, таланты - сомнительные (но почти все - охочие до денег), близких людей нет. Я и говорю - не состоялась. Но ей, по большей части, нравилось. Хотела творить добро - и творит. А то, что оно хиленькое какое-то (особенно, если поделить на вложенные деньги и усилия), так это неважно...
И везде, и в статье, и в комментариях, все сразу перескакивают на предательство. Предали Джун один раз. Филип Б. Босинни закрутил роман с её подругой, не удосужившись разорвать помолвку. (Ну и грош ему цена, сказал бы я, но здешние дамы, кроме Светланы, молчат.) Отец её не предавал. У него просто отцовских чувств не было. Чуть-чуть под конец жизни скопил для Джона, но и то неправильно распорядился. Серьёзно, молодой Дж. пустил всю свою жизнь под откос, считай - утопился (а выплыл - случайно), какая там ещё дочь?!
Дед единственное, что сделал не так, так это пригрел разлучницу, да ещё настаивал, что её надо простить. И что характерно, Джун простила. Только к себе больше не подпускала. А 50 тысяч в завещании деда, это что - предательство? Дамы, вы не представляете себе, какая это гора денег. По разным калькуляторам это от 7 до 85 миллионов нынешних фунтов (то есть, от 10 до100 млн. долларов). Вы скажете, сперва он ей всё хотел оставить? Хотел, но передумал. Его деньги. Мог вообще ничего не оставлять, оставить её на содержании отца. Но он того отца знал и о внучке позаботился. А когда тебе достаётся гора денег, неправильно жаловаться, что гора могла бы быть больше. Так что дед её не предавал. А главной в сердце старика Джун уже не быть. Он маленьких любил, а она выросла.
Ах, да, ещё её предала единственная подруга.
Впрочем, позже Кирилл дополнил:
Однозначно можно сказать только, что она ни в чём не состоялась. Ни жена, ни мать, ни, толком, тётка (так, временами, не подолгу). Ни деятель искусства. С середины Саги она (уже несомненной старой девой) превратилась в инкубатор для сомнительных талантов. И вот, несмотря на то, что по большому счёту, она и в этом не очень состоялась, от своей деятельности она явно получала большую эмоциональную отдачу. И вполне поверю, что временами была этим счастлива. А может быть, и не только временами.
И это тот случай, когда спорить не хочется ни с одним из комментирующих. Потому что смотреть на проблему можно с разных сторон. И приходить к разным выводам. Возможно, и сама Джун не могла однозначно ответить на вопрос, счастлива ли она. Довольна своей жизнью она была определенно. И ей было, чем быть довольной, да! (Кстати, весьма справедливо замечание относительно финансового положения Джун – даже в «урезанном» варианте оно дает ей возможность просто не думать о всех бытовых проблемах – художникам она помогает именно от избытка, не отказывая себе ни в чем).
Действительно, она занимается любимым делом и, несмотря на то, что великие художники не вышли из ее галереи, она дала возможность "не великим " заработать себе на жизнь, что значительно важнее.
Я бы еще процитировала очень понравившийся мне комментарий читателя Модуль Юнга (большое спасибо, уважаемый автор комментария!):
Пусть галерея не слишком прибыльна, пусть ей не удалось открыть новых Моне (или Мане)), но она занята. Некогда сопли жевать.
Ее подопечные устраивают выставки, кто-то покупает их работы - уже хорошо. Можно подумать, покупатель так уж в искусстве разбирается. Получается 2 счастливых человека: один продал свою работу и получил гонорар, другой купил модную картину, скульптуру и сидит, любуется, довольный))
(Немного не в тему, но вспомнила комментарии sv-merk о найденных ей буквально на помойке и отреставрированных картинах – кто-то вот не счел их шедеврами, зато sv-merk нашла две подходящих по стилю картины в разных частях огромного города! Частенько вспоминаю этот удивительный рассказ.)
Так что заниматься шедеврами вовсе не обязательно. Положа руку на сердце, кто с удовольствием повесит в своей квартире «Крик» Мунка (полагаю, большинство проживает все же не во дворцах с картинной галерей, где шедевры могут просматриваться по желанию, а не принудительно и ежедневно по дороге из одной комнаты в другую)? А сколько из нас предпочтут видеть на этом месте добротно выполненный пейзаж на тему «бабушкина деревня» или «русский лес»?
Стала бы Джун счастливее, если бы пошла по проторенной викторианскими леди дорожке: муж, дети, светские обязанности? Не знаю. Вполне возможно – она бы легко вписала в этот распорядок и лично ей интересные дела. А возможно тяготилась бы «бытом» (хотя и сильно облегченным командой слуг).
В любом случае, не могу не отметить то, как точно Светлана обрисовала главное, с моей точки зрения, в образе Джун: «Не делает зла. Вообще, никому. Просто не множит количество зла в мире». Надо признать, очень нетипично для человека, которого последовательно предали жених, единственная подруга, а также дед и отец. (Кирилл, помню вашу точку зрения – да, дедушке были милее более молодые внуки, и нищей он внучку не оставил, а отец и вовсе еле выплыл из того безобразия, куда сам себя загнал, не до Джун ему было. Да ведь не в деньгах дело. Женщину, ставшую причиной разрыва с женихом – жалеть, приглашать в дом, а потом еще и вовлекать в разборки по поводу развода с Сомсом - право, это некрасиво. Ладно бы еще Джолионы были известными благотворителями, помогавшими всем сирым и убогим подряд, так ведь нет – из всего мира несчастных женщин они выбрали именно Ирэн.)
Поразмышляв, для себя делаю такой вывод: мне трудно однозначно считать Джун счастливой, потому что все же она не сама сделала выбор дальнейшего пути. Если бы у нее была возможность расстаться с Босини, после неприятного но необходимого (!) объяснения, а потом строить свою жизнь, это было бы куда как лучше для Джун, чем потерять Босини в статусе все еще жениха, поставив таким образом на пьедестал. Все несказанное и невысказанное наверняка оставило отпечаток. Все же отказываться от «романтических отношений» надо именно потому, что не чувствуешь в них потребности, перебрав несколько вариантов и удостоверившись, что эта сторона жизни не привлекает – вот тогда это, наверное, счастье! (Под «перебрав» я не имею в виду ничего пошлого, просто круг общения Джун был явно небогат на молодых интересных мужчин. «Несчастненькие» вызывали в ней отнюдь не романтические порывы, а уверенных в себе самодостаточных джентльменов рядом с ней не водилось – даже в совместных путешествиях, помнится, молодой Джолион предпочитал гостиницы с минимумом соотечественников. Все же общение и новые знакомства для молодой девушки многое бы могли в голове расставить по местам. Даже если изначально она и кажется читателям"спасательницей", Джун вполне могла бы увидеть и другие интересные цели в жизни).
Потому что, если бы у Джун был выбор, то, возможно,
не прочитали бы мы в части «Сдается в наем» два небольших, но очень красноречивых отрывка:
Джун неожиданно остро вспомнила, как была миловидна она сама в те давние дни, когда ее сердце было отдано Филипу Босини, мертвому возлюбленному, который отступился от нее, чтобы разорвать навсегда зависимость Ирэн от отца этой девушки (речь идет о Флер).
И еще:
Инстинкт подбора пар, не нашедший в свое время удовлетворения, никогда не засыпал в Джун. Она стояла, наблюдая, как Флер гребет обратно; девушка выпустила весло, чтобы махнуть рукой на прощание, и с болью в сердце Джун побрела лугами над рекой. Молодое тянется к молодому, как гонятся стрекозы друг за дружкой, и любовь, как солнце, прогревает их насквозь. Ее молодость! Давным-давно, когда Фил и она... А с тех пор ничего! Ни в ком не нашла она того, чего искала. И так упустила жизнь.
Дорогие друзья, большое спасибо всем, кто читает и комментирует!